Израильские политики и предприниматели любят называть свою страну мировым центром транспортных технологий. Это было подтверждено прошлогодней покупкой Intel за $ 1,5 компании Mobileye, которая разрабатывает программное обеспечение для беспилотных автомобилей. Однако, дорога из Тель-Авива до штаб-квартиры Mobileye в Иерусалиме займет всего 55 км полета на дроні, и может превратиться в часе езды по переполненной автомагистрали. Ехать поездом – такая себе альтернатива. Это займет час и 40 минут только до остановки, пишет The Economist.
Прошло ровно 126 лет с того времени, как первый поезд прибыл в Иерусалим с берегов Средиземноморья, и вот новое скоростное железнодорожное сообщение между Тель-Авивом и Иерусалимом стоимостью в 7 миллиардов шекелей ($ 2 млрд) планируется запустить 24 сентября. Однако, несмотря на то, что до открытия осталось всего три недели, Министерство транспорта Израиля не уверено, все будет готово в срок. Открытие было уже дважды отложено. Этот проект начался еще в 2001, и сначала его окончание было запланировано на 2008 год.
Если железная дорога откроется в этом месяце, она будет работать только до Тель-Авивского аэропорта Бен Гурион. Остальная часть маршрута не будет электрифицирована до следующего года. Обещание добраться до столицы Израиля от его бизнес-центра менее чем за полчаса все еще остается недостижимой. Задержки частично объясняются семилетней волокитой с эко-организациями, и обвинениями в повреждении природных заповедников. Политику также можно частично обвинить. Сначала надеялись на то, что немецкая компания Deutsche Bahn примет участие, однако, впоследствии была отстранена из-за спора относительно нескольких миль дороги, которая будет проходить зоной, аннексированной Израилем еще в 1967 году. Также решение вопросов финансирования между Министерством транспорта и казначейством задержало закупку вагонов. В результате, к 2020 году будет лишь один поезд способен на часовое путешествие в Иерусалим.
Настоящее железнодорожное сообщение между Иерусалимом и Тель-Авивом остается неизменным с момента его открытия во времена Османской империи в 1892 году. Первая линия была инициативой еврейского бизнесмена, была профинансирована французскими католиками, чтобы помочь паломникам путешествовать от порта Яффо до Святого города. Она была восстановлена британцами в 1920 году, а затем Израилем. Но она все еще проходит старыми извилистыми маршрутами. Поездам, которые поднимаются на Иерусалимские склоны, часто приходится уменьшать скорость до 25 км/ч и ждать пока проедет встречный поезд.
В 1971 году планировалось строительство новой ветки, но вместо этого правительство решило инвестировать в строительство автомагистралей. Добавить снижение налога на новые машины, и ехать по израильским дорогам стало в четыре раза тяжелее, чем в других богатых странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития. Время менять железную дорогу.