В воскресенье министр обороны России Сергей Шойгу обзвонил своих коллег в Великобритании, Франции и Турции, чтобы рассказать им, что Украина якобы готовится применить «грязную бомбу». Под этим термином обычно подразумевают обычное оружие, в которое добавили радиоактивные материалы.
В тот же день Шойгу звонил по телефону министру обороны США Ллойду Остину. И это уже второй их разговор за последние три дня. Хотя в сообщении о нем Москва не упоминала украинскую «бомбу». Зачем Шойгу звонит западным министрам? И откуда взялась новая басня о «грязной бомбе»?
New York Times отмечает, что звонки Шойгу состоялись во времена, когда российское отступление из Херсона кажется неизбежным. Кроме того, украинская армия продолжает давить на оккупационные войска Москвы по нескольким направлениям.
«Телефонный разговор министров обороны Ллойда Остина и Сергея Шойгу был призван четко выяснить красные линии, нарушение которых может спровоцировать Россию на ядерную атаку против Украины», - пишет New York Times.
В своем сообщении на странице в Twitter Остин отметил, что отвергает какие-либо оправдания для российской эскалации. Он добавил, что ценит сохранение каналов связи во времена ужасающей и неоправданной российской войны против Украины.
Washington Post пишет, что Пентагон полагается на закулисные дискуссии с Россией и другими врагами как средство избежать просчетов и ошибок, которые могли бы привести к началу более широкого конфликта. США расширили свое военное присутствие в Восточной Европе и Балтии в ответ на российское вторжение в Украину. Отсутствие же диалога между Москвой и Вашингтоном стало источником тревоги, особенно на фоне намеков Владимира Путина, что он готов применить ядерное оружие.
Издание отмечает, что предыдущий разговор Остина и Шойгу состоялся 13 мая. Тогда американский министр обороны призвал "к немедленному перемирию в Украине". В сообщениях Пентагона о новых телефонных переговорах с российским министром подобных призывов нет. Комментируя телефонный звонок Шойгу, пресс-секретарь Минобороны США Сабрина Синг назвала разговор министров «хорошей возможностью, правильной возможностью поддерживать связь». Она добавила, что в «данном случае диалог – это хорошо». Однако Washington Post отмечает, что до российского вторжения в Украину такого диалога было больше.
Эксперт аналитического центра RAND Corp Дара Массикот считает, что рассказы Шойгу о «грязной бомбе» в Украине похожи на подготовку к российской операции под чужим флагом.
«Тревогу вызывает то, что все это происходит на уровне министров», – отметила она.
Впрочем, Массикот добавила, что не считает российское применение «грязной бомбы» с целью обвинить в этом Украину неизбежным. По ее мнению, скорее всего Москва пытается выторговать какие-то уступки со стороны Киева или Запада.
В свою очередь генерал Армии США в отставке Марк Хертлинг заметил, что Пентагон назвал разговор Шойгу и Остина «профессиональным». И это может означать, что никакого прорыва добиться не удалось. Скорее всего, американский министр донес до Шойгу определенную информацию, которая заставит его задуматься. А Шойгу, в свою очередь, только лгал и испытывал Остина.
«Помните, Шойгу – коррумпированный мошенник, он несет наибольшую ответственность за провал российской армии. Остин был моим командиром в Ираке. Я видел, как он вел жесткие переговоры с коррумпированными чиновниками и держался жестко. Он не раскрывает свои карты оппоненту и доносит четкие сигналы, которые нельзя интерпретировать неправильно», – написал Хертлинг на своей странице в Twitter.
Он отметил, что глава Объединенного комитета начальников штабов США генерал Марк Милли уже много месяцев не связывался с российским коллегой генералом Валерием Герасимовым. Госсекретарь Энтони Блинкен не доверяет главе МИД РФ Сергею Лаврову. А президент Джо Байден не скрывает свое отношение к Владимиру Путину и не разговаривает с ним как некоторые лидеры ЕС. Потому то, что канал связи между министрами обороны США и России сохраняется, это хорошо.
«Однако жесткая позиция Остина вряд ли будет иметь влияние, когда Шойгу доложит Путину, который сам принимает решение и, похоже, не прислушивается ни к кому. Это была лишь попытка избежать дальнейших просчетов и дурацких шагов со стороны России. Надеюсь, она сработает», – написал генерал Хертлинг.
Издание The Hill подметило, что разговоры о «грязной бомбе» – это не первая выдумка Москвы, которая может говорить о подготовке операции «под чужим флагом». Россия также заявила, что Украина якобы производит биологическое оружие при поддержке США. Поэтому в Вашингтоне заподозрили, что именно Москва может использовать такое оружие в войне. На прошлой неделе украинские чиновники, а также следящие за российским вторжением в Украину эксперты обратили внимание на заявления России о якобы намерения украинских сил уничтожить дамбу в Новой Каховке. Но на самом деле это говорит, что Москва готовится взорвать это сооружение.
В Институте исследования войны (ISW) считают, что телефонные звонки Шойгу - это лишь попытка посеять страх и заставить Запад замедлить или остановить процесс оказания военной помощи Украине. А также ослабить единство НАТО. В институте сомневаются, что утверждение Шойгу о «грязной бомбе» - это признак того, что Россия готовится применить ядерное оружие против Украины. В конце концов, «красные линии» Путина уже много раз были нарушены. И Кремлю вообще не требуется никаких оправданий для применения ядерного оружия, согласно российской доктрине. Также в ISW отмечают, что ядерный удар не заставит Украину сдаться в войне. Ее западные союзники не прекратят помогать украинской армии после такого катастрофического поступка Кремля, опасаясь, что это создаст слишком опасный прецедент. А потому в ISW считают, что телефонные звонки Шойгу и рассказы о «грязной бомбе» – это попытка запугать Запад.