Великие империи не уходят тихо. Бескровный распад СССР был аномалией. Все произошло быстро, если не считать две войны в Чечне, которые прошли на чеченской земле и почти не повлияли на жизнь россиян.
Но мертвая империя наконец сказала свое последнее слово через два десятилетия. История настигла Россию, когда она решила начать войну против Украины.
Об этом в статье для Atlantic Council пишет бывший посол Финляндии в РФ Рене Нюберг, который соглашается с бывшим американским дипломатом Генри Киссиндежром, который как-то сказал, что отношения между Украиной и Россией с точки зрения россиян никогда не будут простыми и не ограничатся добрососедством. Однако это не оправдывает применение силы и изменение национальных границ вопреки международным законам. И для Финляндии, которая сама оказалась в состоянии войны с СССР из-за пакта "Рибентропа-Молотова" в 1939 году, любые разговоры о "зонах особых интересов" неприемлемы.
Нынешняя война в Украине и оккупация Крыма изменили Европу. Россия усилила свою военную активность в балтийском регионе, а НАТО в ответ укрепил оборону союзников в нем ради стабилизации. Однако, несмотря на весь антагонизм, для Кремля главный вызов поступает из Киева. С исторической перспективы Украина бросает первый серьезный славянский вызов Москве со времен, когда она окончательно разбила войска Речи Посполитой. По мнению финского дипломата, лучше всего российско-украинскую "братскую вражду" иллюстрирует раскол между украинской и русской православными церквями. Ведь спор между ними заключается не в теологических разногласиях, а в вопросе независимости.
"Это восстание против Москвы и правления Кремля. Россия потеряла Украину и украинцев. Другими словами, попытка покинуть российскую орбиту в Москве воспринимается как стратегическая угроза", - пишет автор.
Все остальные факты, такие как низкая вероятность вступления Украины в НАТО и ЕС в ближайшем времени российскую сторону мало волнуют. Проблема совсем не в этом, а в том, что в Украине, разрушенной олигархами, действует сильное гражданское общество, что очень контрастирует с отсутствием какой-либо жизни в России.
Война в Украине породила интенсивные дебаты на тему политики безопасности в Финляндии и Швеции, у которых есть достаточно тесные связи с НАТО, но при этом не стали членами блока. Автор замечает, что со времен Холодной войны в этих скандинавских странах не говорили так серьезно о вступление в оборонный союз. Бывший финский дипломат замечает, что финно-советская, а потом и финно-российская граница была строгой и незыблемой с 1950-х годов и до 2015-го года. Ситуация изменилась, когда на удивление Хельсинки и Осло Москва вдруг решила пустить через границу людей с Ближнего Востока без наличия надлежащих виз и документов. Это заставило задуматься, насколько незыблемыми границы стали сегодня. Кроме того, эти сомнения усилили "гибридные" методы, с помощью которых российская сторона посылает свои сигналы.
"Неожиданное и беспричинное нарушение пограничного режима стало примером склонности России создавать проблемы и использовать их, предлагая решения, хотя реального решения не происходит", - цитирует бывший посол экспертный отчет под названием "Эффект возможного присоединения Финляндии к НАТО", в составлении которого он сам принимал участие.
Он добавляет, что действия России разозлили многих в Хельсинки, однако из опыта финские политики помнят, что "не стоит позволять себя спровоцировать, когда тебя провоцируют". Финляндия не беззащитная и никогда не прекращала работу над укреплением своей обороны.
"Мы поняли, что сильные силы обороны создают препятствие и сдерживают захватчиков. Также важно то, что в случае начала серьезного кризиса, сильная финская оборона также дает стимул для партнерства", - цитирует автор президента Саули Нийнистё.
По его мнению, выживание и избежание оккупации стало крупнейшим достижением Финляндии. Также поиск способов сосуществовать с бывшими врагами и успешное развитие своего государства делает финский опыт таким привлекательным. В это же время, Финляндия десятилетиями работала над интеграцией со структурами Запада, что принесло ей экономический успех. Поэтому более тесное сотрудничество с НАТО стало бы логическим продолжением этого процесса.
"Вероятно, возможность вступления в НАТО стала также инструментом сдерживания непредсказуемого соседа. Это прозвучит странно для тех, кто не имеет представления о геополитическом фоне, который я пытался обрисовать, разве что у вас тоже есть непредсказуемый сосед", - пишет Нюберг.
Недавно издание EUObserver сообщало, что Финляндия не исключает, что Россия может применить силу против нее. Финский министр иностранных дел Тимо Соини на встрече с послами своей страны в Хельсинки отметил, что российское вторжение в Украину изменило ситуацию в области безопасности в Европе.
Ранее президент Финляндии заявлял о желании провести референдум о вхождении в НАТО. По словам Нііністе, его членство государства в НАТО необходимо обсуждать без привязки к тому, присоединится к альянсу Швеция.