UA / RU
Поддержать ZN.ua

Возможная смена власти застигла Узбекистан не в самый легкий момент для страны – FT

После Каримова президентское кресло может занять нынешний премьер Узбекистана. Не исключают также кандидатуру дочери нынешнего главы государства.

Президент Узбекистана Ислам Каримов находится в отделении интенсивной терапии после инсульта – такая официальная версия Ташкента на данный момент. Хотя многие СМИ уже сообщили, что Каримов умер. И вопрос о перспективе передачи власти в стране, впервые с момента обретения независимости Узбекистаном, повис в воздухе, пишет издание Financial Times.

По словам дочери нынешнего главы Узбекистана Лолы Каримовой-Тилляевой, ее отец находится в реанимации после инсульта. "По причине мозгового кровоизлияния, которое случилось в субботу утром, он госпитализирован и находится в реанимационном отделении. Состояние его оценивается как стабильное. На данный момент ещё рано делать какие-либо прогнозы относительно его будущего состояния", -написала она на своей странице в Facebook.

78-летний Каримов занимал кресло президента Узбекистана с момента обретения страной независимости. Его здоровье уже давно является предметом спекуляций, как в стране, так и за рубежом. Но комментарии Лолы Каримовой-Тилляевой, вместе с заявлением узбекского правительства, - это впервые, когда публично говорится о плохом состоянии здоровья президента. Поэтому некоторые наблюдатели склонны считать, что Каримов близок к смерти.

"Перспектива перехода власти проходит в сложное время для Узбекистана, который является пятой страной в мире по объему экспортера хлопка, а также входит в десятку самых крупных добытчиков золота и урана", - говорится в статье.

В этой связи стоит напомнить, что, как ранее писали СМИ, Каримов угрожал войной соседям – Таджикистану и Киргизии, если они реализуют проекты строительства ГЭС для закрытия собственных потребностей в энергетике. Поскольку в случае завершения этих проектов Узбекистану не будет хватать воды для сельского хозяйства, особенно, для хлопка.

Как продолжает автор статьи, падение цен на нефть и экономический кризис в России возымел эффект домино по всей Центральной Азии. Международный валютный фонд прогнозирует, что Узбекистану предстоит увидеть самые низкие темпы роста страны за последние 13 лет. В то же время, растет озабоченность по поводу исламистского экстремизма, к которому имеют отношение сотни узбекских граждан, присоединившихся к "Исламскому государству" к боевикам в Сирии и Ираке.

Издание подчеркивает, что Каримов, который к креслу президента шел, поднимаясь по ступенькам советской бюрократии, и так стал первым секретарем Коммунистической партии Узбекистана - наивысшая должность в республике, а в 1989 году после распада Советского Союза, он стал президентом, и сохранил за собой эту должность до нынешних дней, что международные наблюдатели осуждали, поскольку это идет в разрез с демократическими устоями. Каримов стал одним из самых жестоких диктаторов в мире, который сажал в тюрьму и пытал тысячи своих критиков. Так, напоминает автор статьи, в 2005 году узбекские силы безопасности открыли огонь по безоружным демонстрантам в Андижане. Правительство сообщило о 187 погибших, но свидетели и неправительственные организации утверждали, что было убито в несколько раз больше человек.

Наблюдатели считают, что ведущие кандидаты на место Каримова – премьер-министр включают Ш. Мирзиеев, заместитель премьера Рустам Азимов. "Рустам Иноятов, 72-летний начальник службы безопасности, рассматривается как сила "позади узбекского трона" и, вероятно, играют ключевую роль в любой последовательности", - также говорится в статье.

Не исключают кандидатуру и дочери Каримова. Ее старшая сестра, Гульнара, когда-то была тоже на виду, но произошло "драматическое падение" из-за международных коррупционных расследований ее деятельности.

Ранее FT писало уже об опасной религиозной радикализации Центральной Азии в контексте того, что Киргизия, Таджикистан, Туркмения и Узбекистан имеют тесные экономические связи с Россией. И именно поэтому, по мнению издания, в 2016 году крупной проблемой станет влияние экономических проблем России на религиозную радикализацию Центральной Азии. Российский эксперт по Центральной Азии Андрей Казанцев считает, что порядка пяти-семи тысяч человек из бывших советских государств отправились воевать в Ирак и Сирию.