Китайские военные лидеры имеют ту же самую особенность, которая подвела их российских коллег в Украине и может помешать их способности вести аналогичную войну.
Об этом говорится в новом докладе Национального университета обороны США, сообщает CNN.
В докладе в качестве возможной "ахиллесовой пяты" Народно-освободительной армии Китая (НОАК) называется отсутствие перекрестного обучения. Однако аналитики по-прежнему опасаются недооценивать возможности Китая и предостерегают от сравнений с Россией.
В докладе проанализированы биографии более чем 300 высших офицеров НОАК из пяти служб — армии, флота, ВВС, ракетных войск и стратегических сил поддержки — за шесть лет, предшествующих 2021 году.
Исследование показало, что в каждой службе руководители вряд ли имели опыт оперативной работы в какой-либо другой отрасли, кроме той, в которой они начинали свою карьеру.
Другими словами, солдаты НОАК остаются солдатами, моряки — моряками, летчики — летчиками. В докладе отмечается резкий контраст с армией США, где перекрестное обучение является законным требованием с 1986 года.
Далее в 73-страничном докладе говорится, что такая "негибкость может снизить эффективность Китая в будущих конфликтах", особенно в конфликтах, требующих высокого уровня взаимодействия.
Авторы доклада предполагают, что силы НОАК могут увязнуть в проблемах того же рода, что и их российские коллеги в Украине, "где взаимодействие войск было низким".
С начала вторжения России в соседнюю страну семь месяцев назад недостатки российской военной структуры стали очевидными для сторонних наблюдателей.
По словам аналитиков, во время недавнего разгрома российских войск в результате украинского контрнаступления сухопутным силам Москвы не хватало воздушного прикрытия.
А в начале войны проблемы с материально-техническим обеспечением нарушили способность России пополнять свои силы — у грузовиков не было подходящих для этой местности шин, и они постоянно ломались из-за отсутствия технического обслуживания.
По мнению автора доклада, старшего научного сотрудника университетского Центра изучения китайских военных вопросов Джоэла Вутхнау, высшее руководство НОАК может столкнуться с подобными проблемами из-за отсутствия перекрестной подготовки.
"Оперативные командиры, например, редко имеют опыт в логистике, и наоборот", — говорится в докладе Вутхнова.
"Командиры оперативного звена, от которых никогда не требовалось понимания логистики или технического обслуживания, могут не использовать вверенные им силы оптимально, как в случае с очередным провалом России в 2022 году", — пишет Вутхнов.
Если сравнить командиров четырехзвездного ранга, таких как председатель объединенного комитета начальников штабов или глава Индо-Тихоокеанского командования в США, с руководителями Центральной военной комиссии или командованием театра военных действий в Китае, то все 40 американских офицеров имели опыт совместной службы, по сравнению с 77% из 31 китайского военачальника, говорится в докладе.
В докладе также отмечается еще одно ключевое различие. В США почти все четырехзвездные командиры имели опыт оперативной работы. В Китае почти половина из них были лишь "политическими комиссарами".
Но не стоит недооценивать НОАК. Карл Шустер, бывший директор по операциям Объединенного разведывательного центра Тихоокеанского командования США на Гавайях, сказал, что новый доклад "является лучшей оценкой того, на каком этапе находится и куда движется Китай, которую я видел".
Однако он предостерег от использования его в качестве прогноза того, как НОАК может повести себя в войне, подобной украинской, поскольку у нее есть множество других преимуществ перед российскими вооруженными силами.
Китай лучше обучает новобранцев и не полагается на призывников, сказал он, в то время как российская армия "полагается на призывников с семимесячной подготовкой, составляющих 80-85% солдат и младших командиров".
Кроме того, в отличие от России, в Китае есть профессиональный унтер-офицерский корпус, добавил он.
Шустер, который сейчас преподает в Гавайском Тихоокеанском университете, считает, что Китай отстает от США примерно на четыре-пять лет в плане возможностей взаимодействия войск, но предупреждает, что недавние учения "показывают, что они наверстывают упущенное".
В качестве доказательства он привел недавние китайские операции, например, вокруг Тайваня после визита спикера Палаты представителей США Нэнси Пелоси на остров в начале августа.
"Необоснованный вывод исследования о том, что НОАК может оказаться неспособной к эффективным совместным операциям, неуместен", — подытожил Шустер.
В докладе Вутхнова, отмечены демографические различия между китайскими и американскими лидерами.
"Старшие (китайские) офицеры были однородны по возрасту, образованию, полу и этнической принадлежности", — говорится в докладе.
Среди четырехзвездных чинов китайские офицеры были в среднем старше своих американских коллег (64 против 60) и имели больше лет службы в армии (46 против 40).
"Американское руководство также было более разнообразным, в нем было две женщины и три афроамериканца, по сравнению с однородным руководством НОАК (полностью мужским и на 99% ханьским)", — говорится в докладе.
И последнее разительное отличие: 58% американских офицеров служили в других странах, в то время как ни один из китайских офицеров не имел опыта службы за границей.
В докладе также отмечается, как китайский лидер Си Цзиньпин ужесточил контроль над руководством НОАК с момента прихода к власти в Коммунистической партии Китая в 2013 году.
В докладе говорится, что, занимая пост председателя Центральной военной комиссии Китая, Си лично участвует в отборе старших офицеров.
"Все офицеры НОАК являются членами Коммунистической партии Китая и должны обладать достаточной политической хваткой, чтобы продемонстрировать лояльность Си и его программе", — говорится в докладе.
Отмечается также, что Си проводит географическую ротацию высших офицеров в пределах Китая, чтобы предотвратить развитие "сетей покровительства", которые в один прекрасный день могут поставить под угрозу боеспоспособность армии.
Также отмечается, что Си тщательно вознаграждает лояльность и терпение старших офицеров. "Си Цзиньпин не продвигает молодых офицеров, более знакомых с современными конфликтами", — говорится в докладе.
Однако, по мере того как эти старшие офицеры будут достигать пенсионного возраста — 68 лет для тех, кто входит в состав Центральной военной комиссии, их преемники привнесут больше знаний о современной войне, включая новейшие технологии, отмечает автор доклада.
Тем не менее ожидается, что замкнутость НОАК, усиленная традициями и организационной культурой, сохранится, говорится в докладе.