Республика «Арцах» доживает последние дни.
После проведенных Азербайджаном однодневных «локальных антитеррористических мероприятий» в Карабахе власти «Нагорно-Карабахской республики» приняли ультиматум Баку, по которому регион лишается автономии и переходит под полный азербайджанский контроль. Флаги «Арцаха» в Степанакерте (азербайджанское название — Ханкенди) еще не спущены, а Азербайджана — пока не появились. Однако это уже вопрос недель: глава «НКР» Самвел Шахраманян подписал указ, согласно которому непризнанная республика прекратит существование с 1 января 2024 года.
Сейчас представители «Арцаха» проводят с эмиссарами Баку прямые переговоры об условиях реинтеграции армянской общины Карабаха в состав Азербайджана. Позиция карабахских армян усложняется еще и тем, что Баку требует выдачи военного и политического руководства «Нагорно-Карабахской республики». При попытке выезда из Карабаха азербайджанские пограничники уже задержали в Лачинском коридоре экс-госминистра «НКР», российского миллиардера Рубена Варданяна: Баку обвиняет его в финансировании терроризма.
Учитывая нынешний уровень взаимной ненависти армян и азербайджанцев, международное сообщество опасается, что в Карабахе произойдут этнические чистки. Поэтому представители Запада на переговорах с азербайджанской стороной постоянно призывают Баку гарантировать безопасность и права армян в Карабахе, выступая за отправку в регион миссии международных наблюдателей.
В Баку заявляют, что не видят необходимости в наблюдательной миссии: по словам главы Агентства США по международному развитию (USAID) Саманты Пауэр, президент Азербайджана Ильхам Алиев обещает гарантировать права армян: до недавнего времени в Карабахе проживало около 120 тысяч человек. Но многие армяне страшатся мести азербайджанцев и бегут из региона. По данным на утро четверга, из Карабаха в Армению уже прибыли больше 65 тысяч человек, а колонны машин не заканчиваются. В самом Степанакерте гуманитарный кризис: не хватает еды, воды, лекарств и топлива.
Такой исход армян вполне устраивает Баку. Но не Ереван, где обвиняют Азербайджан в геноциде: премьер-министр Армении Никол Пашинян утверждает, что в ближайшие дни в Карабахе больше не останется армян и заявляет о готовности принять беженцев. Однако массовое бегство армян из Карабаха грозит Армении серьезными внутриполитическими и экономическими проблемами.
Сейчас в Ереване проходят антиправительственные демонстрации с требованием отставки Пашиняна «во имя будущего Армении», поскольку он предал карабахских армян. Но премьер не собирается идти на уступки. Одна из причин — сами армяне в большинстве своем устали от конфликта из-за Карабаха и не готовы воевать за него. «Армянскому народу не нужен ни Карабах, ни карабахцы. Всё!», — в отчаянии говорит полковник вооруженных сил «НКР» Карен Джалавян, решивший вести партизанскую войну.
Цель Пашиняна — не только удержаться у власти, но и сохранить в Армении стабильность и ее территориальную целостность. Он делает все, чтобы избежать войны Армении и Азербайджана, результатом которой станет неизбежное поражение и потеря части Сюникской области. Ведь главная задача, стоящая ныне перед Алиевым, — воссоединить Нахичеванскую автономную республику (азербайджанский эксклав, граничащий с Арменией, Ираном и Турцией) с остальной частью страны Зангезурским коридором, проходящим по армянской территории.
Этот коридор важен не только для Азербайджана, но и для Ирана и Турции.
Для Тегерана, союзника Еревана, принципиально не допустить создания Зангезурского коридора, который отсечет Иран от Армении — его единственного союзника в Южнокавказском регионе. Для Анкары же этот транспортный коридор означает и прямую дорогу в Баку, и усиление энергетической безопасности Турции. И когда в понедельник в Нахичевани состоялась встреча Ильхама Алиева и Реджепа Эрдогана, азербайджанский и турецкий лидеры приняли участие в закладке фундамента газопровода Ыгдыр-Нахичевань.
Ереван выступает против Зангезурского коридора. Поэтому решение «зангезурской» задачи — потенциальный повод для новой войны. (Азербайджан время от времени заявляет, что Сюникская область — это исторические земли азербайджанцев.) Пашинян принимает новую реальность в регионе. Он пытается найти компромисс с Алиевым, но без предоставления дороге экстерриториальности, что означало бы утрату суверенитета над частью армянской территории.
При этом Пашинян должен учитывать, что в случае нападения Азербайджана на Армению, Россия вряд ли будет оказывать военную помощь своему союзнику по ОДКБ.
В свою очередь в Баку понимают, что война с Арменией будет восприниматься в мире иначе, нежели восстановление суверенитета в Карабахе. И хотя Евросоюз планирует увеличить импорт газа из Азербайджана, тем не менее, в случае проведения военной операции, это может не остановить европейские столицы от санкций против Баку. Во всяком случае этого следует ожидать от Вашингтона и Парижа, где сильны позиции армянской диаспоры: сегодня Франция — один из главных защитников Армении.
Сейчас Пашинян утверждает, что структуры безопасности, в которых состоит Армения, неэффективны и заявляет, что зависимость от России в вопросах безопасности была стратегической ошибкой. Часть армянского общества уже воспринимает Россию как угрозу и подозревает Москву в сговоре с Баку и Анкарой. Обвиняя Москву в нарушении союзнических обязательств, Пашинян пытается расширить поле для маневра в отношениях Еревана и Баку, стремясь вывести Армению из-под российского дырявого зонта безопасности и наладить более тесные связи с Западом — США и ЕС.
Впрочем, ни Европа, ни Америка не намерены защищать Армению военными средствами.
В свою очередь в Москве обвиняют Пашиняна в антироссийской политике и стремлении сделать Армению заложником «геополитических игр Запада». Для российского руководства эта страна важна и как «серая зона» для экспорта товаров военного назначения, и как блокпост по сохранению своего присутствия в регионе. Поэтому Кремль, испытывающий антипатию к Пашиняну, делает ставку на протесты оппозиции, добиваясь отставки премьера: это должно оставить Армению в зоне влияния России.
Но несмотря на протесты оппозиции в Ереване, эмоционально подогревающие исход армян из Карабаха, и призывы армянского духовенства, велика вероятность, что Пашинян сохранит власть. В том числе и потому, что оппозиция не предлагает никакого плана действий и не имеет лидера. Также маловероятно, что в ближайшее время произойдет кардинальный разрыв Армении с Россией, выход Еревана из ОДКБ и закрытие российской военной базы в Гюмри: страна крепко привязана к РФ. Тем не менее отношения Еревана и Москвы будут ухудшаться и далее.
Возвращение Карабаха под власть Азербайджана кардинально меняет расстановку сил на Южном Кавказе и означает падение влияния России в регионе. Москве остается надеяться, что к власти в Армении придет лояльный к ней политик, что позволит и дальше оставаться игроком в регионе.
Но чем заполнится пустота, оставляемая Россией? Скорее, это произойдет за счет роста влияния в регионе не столько западных стран, для которых Южный Кавказ остается на периферии интересов, сколько Турции и Израиля: в Тель-Авиве рассматривают Баку как союзника в противостоянии Тегерану. Да и Китай постарается закрепиться в регионе, через который проходят транспортные коридоры и трубопроводы. Подобные перспективы вызывают беспокойство у Ирана, поскольку для него, как и для России, это грозит снижением влияния на Южном Кавказе.
Иранская власть тоже болезненно реагирует на усиление позиций Турции в регионе, не понимая, почему Россия относится к этому нейтрально. Кроме того, для Тегерана восстановление Азербайджаном своего суверенитета над Карабахом означает угрозу роста сепаратистских настроений среди азербайджанского меньшинства на севере Ирана.
Сегодня проблемы в отношениях Азербайджана и Армении еще далеки от мирного разрешения. На 5 октября в испанской Гранаде запланирована встреча Алиева и Пашиняна. Если стороны к этому времени найдут компромисс по Зангезурскому коридору и амнистии воевавшим карабахцам, то откроется окно для подписания азербайджано-армянского договора, который должный прекратить конфликт, длящийся вот уже треть столетия. В этом случае у Армении появится шанс стать участником ряда энергетических и логистических проектов в Южнокавказском регионе, а также избавиться от политической, экономической, энергетической и военной зависимости от России.