В традиционном докладе к Мюнхенской конференции по безопасности речь шла о том, что российско-украинская война отошла на второй, третий и более дальние планы в мировом восприятии угроз безопасности. Состав участников предусматривал большую диверсификацию и меньшую сосредоточенность на Украине. Однако все вращалось если не вокруг Украины, то вокруг европейской безопасности с учетом безопасности Украины.
Отход украинских войск от Авдеевки и сообщение о смерти в колонии российского оппозиционера Алексея Навального усилили заочное присутствие на Мюнхенской конференции двух персон, олицетворяющих современные вызовы европейской и украинской безопасности, — Дональда Трампа и Владимира Путина.
Соревноваться с ними по популярности могли лишь технологические гиганты, представляющие в Мюнхене свое видение контроля над искусственным интеллектом во время проведения в этом году выборов, которые должны охватить около четырех миллиардов людей во всем мире.
Трамп — европейцам
Один из спикеров Трампа сенатор-республиканец Джеймс Вэнс выступал на Мюнхенской конференции в последний день в полупустом зале. Но все заинтересованные в вопросах европейской безопасности его или услышали, или прочитали его выступление в новостях. На этот раз он не предлагал Украине уступить территории ради мира с Путиным. Но он изложил ядерный взгляд Трампа на мировую безопасность, который может быть смягчен, но вряд ли изменен даже под неистовым европейским давлением.
Сенатор Вэнс сказал, что проблема Европы заключается в ее неспособности гарантировать достаточную безопасность самостоятельно. Причем это произошло по причине продолжительной американской протекции. Она способствовала расслаблению и снижению обороноспособности Европы. То есть уменьшение вовлечения США в европейские дела, согласно просвещенному трампизму, — благо для самой Европы.
Вэнс успокоил европейцев: Трамп не намерен выходить из НАТО или совсем оставлять Европу. Но США должны сместить внимание на Азию, предоставив Европе возможность стать более активной в вопросах собственной безопасности. США, согласно этому взгляду, просто не могут производить достаточно оружия, чтобы сдерживать врагов на всех мировых театрах войны. Это можно понимать так, что если Европа считает помощь Украине важной, то должна предоставить свое вооружение, а не рассчитывать на американское, которое важнее в других местах мира.
Европейцы наверняка слышат это послание новой американской политики. Фактически Трамп подталкивает их к большим закупкам американского оружия, чтобы уже европейцы, а не американцы, делились им с Украиной. Что касается денег для Украины, то их, по мнению американцев, в Европе и так достаточно. И, вероятно, это правда, если бы не политика и социология: на условно свободные европейские деньги есть другие системные претенденты — от технологических компаний, реализующих «зеленый переход», до Виктора Орбана в Венгрии и фермеров во всем ЕС.
Но есть в американском трампизме то, чего европейцы в массе своей не могут принять, — симпатии к диктаторам в целом и Путину в частности. На конференции Вэнс сказал, что Путин не является экзистенциальной угрозой для Европы и с ним можно строить отношения через дипломатию (предложив ему украинские, а, может быть, и другие неамериканские территории — в этот раз Вэнс так не сказал, но в его прежних речах именно это имелось в виду). Ведь учет американских интересов через дипломатию не должен ограничиваться из-за негативного восприятия личности Путина. Если же Европа с этим не согласна, она может сама помочь Украине оружием обозначенным выше способом, закупив дополнительное оружие у США и поделившись с Украиной собственным (этого Вэнс тоже не сказал, но это вытекает из идеологии трампизма).
Европейцы — Трампу
Несмотря на раздражение Трампом, европейцы готовы ради европейского единства коммуницировать с ним и доказывать свои аргументы (в конце концов, Трамп — не Путин). Европейцы также готовы выполнить требования Трампа, которые выглядят очевидно справедливыми.
По сравнению с 1990-ми и 2000-ми, когда Европа сама настаивала на большей автономии от США, ситуация изменилась. Теперь европейцы, а не американцы выглядят более заинтересованными в дееспособности НАТО. Канцлер Германии Олаф Шольц, премьер-министр Нидерландов Марк Рютте, который считается фаворитом на должность следующего генерального секретаря НАТО, премьер-министр Норвегии Йонас Гар Стёре и, конечно же, генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг высказались в пользу более серьезного отношения Европы к вопросам обороны, мотивированного ее собственными интересами, а не давлением со стороны Трампа. Вместе с тем они доказывали важность НАТО, которое больше полагается на Европу, для самих США.
Основной европейский аргумент — увеличение оборонных затрат. Это не только будет поддерживать американские оборонные компании благодаря дорогим европейским контрактам, но и будет демонстрировать консолидированную силу Китаю, что полностью соответствует внешнеполитическим приоритетам Трампа. Наоборот, отказ от НАТО и помощи Украине лишит американскую оборонную промышленность европейских денег, приведет к неверию в отношении обязательств США в Азии, где даже для Трампа важны коалиции в противостоянии с Китаем. Более того, в случае автаркии США от НАТО Европа угрожает, что не будет помогать США в войне с Китаем, если таковая случится. Вероятно, в таком случае Европа не будет помогать США и в экономическом противостоянии с Китаем, если это не будет нарушать принципов демократии и защиты прав человека.
Со стороны НАТО, которое следит за финансированием обороны союзниками, сообщалось в контексте Мюнхенской конференции, что в этом году 18 из 31 члена Альянса достигнут затрат на оборону в размере как минимум 2% от ВВП, по сравнению с 11 странами в 2023 году. Благодаря чемпионам по военным затратам, в Альянсе уже в этом году суммарные расходы на оборону стран-членов достигнут 2% от их суммарного ВВП.
Вероятно, Трампу есть над чем задуматься. Но сейчас он выдвигает условия, чувствуя готовность европейцев торговаться. Максимум, на что он пока готов, — контролировать тональность своих заявлений.
Но кроме этих стратегических вопросов, есть еще вопросы текущей конъюнктуры. Ради лучших позиций на президентских выборах Дональд Трамп настаивает на коллективном блокировании республиканцами помощи Украине. Это блокирование уже стоило потери Авдеевки, державшейся под российскими атаками с начала российско-украинской войны 2014 года. Европа при всей готовности не может быстро компенсировать выпадение американской военной помощи.
Американские демократы советовали европейцам на Мюнхенской конференции максимально общаться с республиканцами о поддержке Украины. Такое общение происходило. Но, судя по речи Джеймса Вэнса в последний день, позиция сторонников Трампа изменилась разве что в тональности. По сути она осталась неизменной — американская помощь Украине не может быть грантовой, только кредитной, или же, уступая европейской озабоченности, оплаченной европейцами.
«Мы должны быть готовы к самому худшему, надеясь на лучшее», — говорили европейские чиновники о перспективах возобновления американской помощи Украине.
Искусственный интеллект и выборы
Значительное внимание на Мюнхенской конференции было уделено рискам, которые несет широкое использование искусственного интеллекта. Технологические гиганты, присутствовавшие на конференции, объявили о коллективных мерах по выявлению фейкового контента, связанного с выборами, а также о разработке новых инструментов для усиления онлайн-безопасности. По оценке этих компаний, в выборы в этом году во всем мире будет информационно вовлечено около четырех миллиардов жителей Земли.
Большие технологические компании заключили соглашение о предотвращении использования в выборах обманчивого контента, созданного с помощью искусственного интеллекта, разработке инструментов для выявления и реагирования на такой контент, проведении образовательных кампаний и обеспечении прозрачности.
Цель соглашения защитить онлайн-сообщества от аудио, видео и изображений, которые подделывают или изменяют внешность или действия политических деятелей. Среди подписантов соглашения — Adobe, Amazon, Anthropic, Arm, ElevenLabs, Google, IBM, Inflection AI, LinkedIn, McAfee, Meta, Microsoft, Nota, OpenAI, Snap Inc., Stability AI, TikTok, Trend Micro, Truepic и X.
Украина
Украина на Мюнхенской конференции держалась достойно, несмотря на новости о потере Авдеевки. Понимание того, что успехи на фронте непосредственно связаны с военной помощью, было общим. Страны Глобального Юга принимали как данность сосредоточенность ведущих стран на российско-украинской войне, которая уверенно преобладала над всеми другими темами, в частности и событиями на Ближнем Востоке. Украинской делегации удалось провести переговоры с Китаем. Хотя китайская позиция, судя по заявлениям, была просто повторена, она содержит важный компонент — Китай не будет поставлять оружие РФ, равно как не будет поставлять его и Украине.
Украина была в центре проблематики в сфере безопасности. Это хорошо. Плохо для Украины то, что политика США меняется независимо от результатов выборов президента. Трампизм в США — это больше, чем сам Дональд Трамп. Это новое представление о справедливом международном устройстве, которое все больше международных вопросов сводит к деньгам.
План «А» европейцев, при всем непринятии Дональда Трампа, — выполнить рациональную часть его требований о финансировании обороны. Но твердая преданность Трампа дружбе с Путиным, вероятно, заставит европейцев дистанцироваться от США в вопросах евразийской политики и, возможно, помощи Украине.
У Европы несравненно больше ресурсов, чем у РФ, но эти ресурсы не направлены и не вовлечены в полной мере для прямого противостояния режиму Путина. Победа Украины в войне остается главной целью, по крайней мере, европейских союзников. Такую цель большей частью поддерживают США и не отрицают при определенных условиях даже трамписты (пусть Украина победит, если за это кто-то заплатит).
Поддержка Украины при таких условиях меняет форму. Больше придется брать в долг. Большую часть денег, запланированных на послевоенное восстановление, придется использовать, чтобы выстоять в войне. В конце концов, значительно больше оружия Украине придется производить самой.