UA / RU
Поддержать ZN.ua

Внезапное нападение ХАМАС дает основания обвинить израильскую разведку —Bloomberg

Аналитики называют неудачу Израиля самой плохой со времен войны Судного дня ошибкой.

Десятки вторжений на суше и с моря, а также ракетные атаки – комплексное нападение ХАМАСа на Израиль. Оно предполагает планирование и координацию, которые разведывательные службы должны были выявить, говорится в материале издания Bloomberg.

Хотя израильские чиновники месяцами заявляли, что палестинские группы боевиков готовились к нападению, его время и масштаб, похоже, застали премьер-министра Биньямина Нетаньяху врасплох. Израиль и его союзник США, выделившие в 2022 году Израилю 3,3 миллиарда долларов на оборону, уже задаются вопросом, кто несет основную ответственность и как это произошло.

«Меня шокирует, что они смогли сделать это без ведома Израиля или Соединенных Штатов. Неподготовленность, отсутствие войск на границе, разрушение забора вдоль границы, за которую заплатили миллионы шекелей», — говорит Мартин Индык, бывший посол США в Израиле и сотрудник Совета по международным отношениям.

По его словам, это нападение еще более шокирующее, поскольку произошло через 50 лет после того, как Израиль не смог отразить внезапное нападение, которое Египет и Сирия совершили на еврейский праздник Йом Кипур. Этот провал разведки побуди л к созданию комиссии для уяснения того, что пошло не так, и стал темой бесчисленных книг и научных статей.

Израильские официальные лица заявили, что прошло слишком мало времени, чтобы понять, что пошло не так, и отвергли любое сравнение с 1973 годом.

«Пожалуйста, не придавайте ХАМАСу значение войны Судного дня. Я знаю, что есть много вопросов к разведке. Пожалуйста, прекратите нас дергать и спрашивать. Сейчас мы боремся. Я уверен, что в дальнейшем будет много дискуссий о разведке», — сказал спикер Армии обороны Израиля Ричард Хехт.

Читайте также: Боевик ХАМАС убил командира израильской бригады

Специалисты по разведке обычно различают неудачи в сборе информации, неудачи в анализе и неучитывание политиками предупреждений разведывательных служб.

Прежде всего, неопровержимым фактом является то, что Израиль во время атак был в процессе празднования. И уже возникают вопросы о том, не отвлеклась ли израильская армия и разведывательные службы на внутренние распри.

Израильтяне в течение нескольких месяцев протестуют против попыток Нетаньяху продолжить противоречивую судебную реформу. Страна также ведет переговоры с США и Саудовской Аравией по поводу сложного трехстороннего соглашения, согласно которому Вашингтон предложит Эр-Рияду гарантии безопасности.

«Настоящая проблема здесь, вероятно, состоит в том, что израильтяне просто не верили, что ХАМАС рискнет проникнуть через границу. Серьезным просчетом стало отсутствие достаточного количества израильских сил в этом районе», – считает Аарон Дэвид Миллер, старший научный сотрудник Фонда Карнеги за международный мир и бывший представитель Госдепартамента на Ближнем Востоке.

По словам сотрудника Конгресса, пожелавшего остаться неизвестным при обсуждении ситуации в частном порядке, учитывая, что израильские и американские разведывательные службы должны были обнаружить атаку такого масштаба, Конгрессу США придется задать трудные вопросы.

Неудача становится еще более удивительной, учитывая, что службы безопасности Израиля выделяют значительные ресурсы для мониторинга палестинского общества, включая ХАМАС, через сети людских источников, а также технологии наблюдения.

Читайте также: Война в Израиле: число погибших с обеих сторон превысило 400 человек

Внезапные атаки часто становились причиной массовой реакции заинтересованных стран. И Перл-Харбор, и 11 сентября произвели начало новых войн и повлекли серьезные изменения в службах безопасности страны.

Через несколько часов после субботней атаки Армия обороны Израиля начала операцию «Железные мечи», нанеся воздушные удары по целям в секторе Газа. Премьер-министр Нетаньяху заявил, что Израиль находится в состоянии войны.

Эмили Хардин, бывшая аналитик ЦРУ с Ближнего Востока, сказала, что нападение, которое, очевидно, планировалось месяцами, было особенно неожиданным, учитывая, насколько способными стали израильские спецслужбы.

«Очень странно, что израильтяне проворонили все это. Время покажет, что произошло на самом деле — будут месяцы расследований, чтобы выяснить, что знали ЦАХАЛ и Моссад, и что это значит», — считает Хардинг, старший научный сотрудник Центра стратегических и международных исследований.

Война ХАМАС против Израиля напоминает о начале войны Судного дня в октябре 1973-го, пишет The Spectator. В материале сказано, что прорыв палестинцами границы указывает на серьезные просчеты израильских спецслужб и ЦАХАЛ.