UA / RU
Поддержать ZN.ua

Вернется ли Грузия в русский барак

Автор: Владимир Кравченко

За последние годы Грузия пережила немало акций протеста. Стихийно возникая, одни постепенно затихали без какого-либо результата, другие приводили к смене власти.

К чему приведут протесты нынешние?

В минувший четверг «Грузинская мечта» сделала то, что в течение месяца не удалось четырем оппозиционным партиям, не признавшим результаты прошедших с нарушениями парламентских выборов и отказавшимся от мандатов, — мобилизовать население и вывести на антиправительственные протесты десятки тысяч человек. Поводом для масштабных уличных акций стал отказ грузинского правительства от переговоров о вступлении в Евросоюз и грантов ЕС до 2028 года.

Читайте также: Грузия отказывается от грантов и помощи после того как Евросоюз уже аннулировал все решения

Премьер от правящей партии «Грузинская мечта» Ираклий Кобахидзе оправдывал это решение тем, что европейские политики и бюрократы якобы используют открытие переговоров о вступлении в Евросоюз как инструмент шантажа Грузии, как ранее это же происходило с вопросом статуса кандидата. «Мы собираемся вступать в Европейский Союз, не попрошайничая и стоя на одной ноге, а вступить в ЕС достойно, со здоровой демократической системой и сильной экономикой», — заявил грузинский премьер.

И хотя Кобахидзе обещал, что грузинские власти остаются верны своей цели и страна будет готова к вступлению в ЕС к 2030 году, все хорошо понимают: слова премьера означают отказ от евроинтеграции и постепенное превращение Грузии в страну с авторитарным пророссийским режимом. Поэтому в Грузии, где 80% населения страны выступают за членство в ЕС, люди вышли на улицу, протестуя против решения властей остановить процесс евроинтеграции и требуя проведения новых парламентских выборов.

Отказ Виктора Януковича в 2013 году подписать Соглашение об ассоциации с ЕС привел к нашей Революции Достоинства. Кобахидзе заявил, что власти страны не допустят Евромайдан, потому что «в отличие от Украины 2013 года, Грузия — независимое государство с сильными институтами и, самое главное — опытными и мудрыми людьми».

Но протесты в Грузии становятся все масштабнее и ожесточеннее. Протестующие каждый вечер собираются на центральных улицах Тбилиси, возводят баррикады у здания парламента и запускают в сторону полиции фейерверки. В свою очередь спецназ, применяя водометы и слезоточивый газ, под утро разгоняет участников протестов, задерживая и избивая митингующих.

Getty Images

Протесты уже вышли за пределы Тбилиси. На улицы выходят и в других городах — Батуми, Зугдиди, Кутаиси, Телави… Ведь сегодня решается будущее Грузии: станет она демократическим европейским государством или российским сателлитом. Как отметил экс-главный редактор «Эха Москвы» Алексей Венедиктов, цитируя западного дипломата, Грузия сейчас выбирает между судьбой Украины и судьбой Беларуси. А в интересах Украины, чтобы Грузия была демократической.

Почему Бидзина Иванишвили и лидеры «Грузинкой мечты» решили пойти на резкое повышение ставок? Было ли это эмоциональной реакцией на решение Европарламента, не признавшего результаты парламентских выборов? Или это игра на опережение, попытка перехватить инициативу у ЕС, который мог бы принять решение заморозить процесс переговоров с Грузией? Скорее всего, в Тбилиси решили сыграть на опережение. И хотя было очевидно, что отказ от евроинтеграции выведет на улицу оппонентов «Грузинской мечты», власть рассчитывала удержать ситуацию под контролем.

Грузия вступила в период затяжного внутриполитического кризиса. Теперь будущее страны во многом зависит от того, сколько людей выйдет на улицы зимнего Тбилиси. От наличия у разрозненной оппозиции общепризнанного лидера, способного повести за собой и партии, и людей. От готовности силовиков стрелять в протестующих. От монолитности правящей партии и власти. От позиции Запада и России.

Getty Images

Читайте также: "Грузинская мечта" не будет отзывать закон об иноагентах и иронизирует по поводу протестов

Поскольку «Грузинская мечта» не замечена в склонности к компромиссам, наиболее вероятный сценарий — правящая партия, страшась мести своих политических оппонентов, будет стремиться удержать власть, используя все доступные репрессивные методы. «Никаких повторных парламентских выборов в Грузии не будет», — уверяет Кобахидзе. Нынешние акции протеста в Тбилиси и других городах Грузии он назвал «началом конца либерального фашизма».

Но количество протестующих только увеличивается, в государственном аппарате публично протестуют против решения правительства, а в стране намечается двоевластие.

Несмотря на протесты, «Грузинская мечта» подтвердила свое намерение 14 декабря провести выборы президента, а 29 декабря — инаугурацию. На этот пост Иванишвили выдвинул бывшего футболиста Михаила Кавелашвили, отметившегося антизападными заявлениями. Но действующая глава государства Саломе Зурабишвили заявила, что останется на своем посту до появления легитимного парламента. Сейчас вокруг нее происходит консолидация оппозиции.

Сотрудники МВД и Службы государственной безопасности (СГБ) пока держат сторону правительства. Но свой публичный протест против отказа страны от евроинтеграции высказали группы сотрудников МИД, Минобороны, Национального банка, Конституционного суда, а также судьи и другие госслужащие. Несколько грузинских послов подали в отставку. Ранее в «Грузинской мечте» заявили, что советуют уволиться по собственному желанию сотрудникам МИД, которые также озвучили свою позицию о недопустимости приостановки переговоров о вступлении в ЕС.

Getty Images

В поддержку протестов выступил крупный бизнес. Против решения правительства «Грузинской мечты» об отказе от евроинтеграции и против насилия в отношении протестующих выступили оба крупнейших банка Грузии Bank of Georgia и TBC, оба крупнейших оператора связи Magti и Silknet, крупнейшая автодилерская компания Tegeta, девелопер ORBI Group… Возможно, для правящей партии это даже более тревожный сигнал, чем голоса несогласных госслужащих.

Решение грузинского правительства, жесткое подавление акций протеста ставит вопрос о дальнейших отношениях Тбилиси с Вашингтоном, Брюсселем, Москвой. В России только рады происходящему в Грузии: чем больше прольется крови, тем сильнее политики из «Грузинской мечты» будут привязаны к России. Несколько дней назад Путин заявил, что «удивлен мужеством», с которым грузинское правительство отстаивает свою позицию, но он отрицает вмешательство России во внутренние дела Грузии.

А источник ТГ-канала «Кремлевская табакерка» в Кремле так прокомментировал протесты в Грузии: «Ситуация в целом складывается для нас хорошо. Грузинские власти поступают правильно. Давят протест, который пытаются организовать агенты США и Европы. А всем жителям Грузии я хотел бы напомнить: дружба с американцами, с другими странами Запада заканчивается большой кровью. Посмотрите на Украину».

Читайте также: Литва ввела санкции против грузинских чиновников за подавление протестов

Что касается Запада, то он занял жесткую позицию. В частности, США объявили о приостановке стратегического партнерства с Грузией. А верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кая Каллас заявила, что грузинское правительство не уважает волю своего народа в отношении европейского будущего, поэтому страны-члены ЕС будут обсуждать возможные последствия для Грузии. Среди вероятных мер — санкции и ограничения на выдачу виз.

Если «Грузинская мечта» не изменит своего решения в отношении ЕС и сумеет в ходе протестов удержаться у власти, это приведет к международной полуизоляции Грузии, минимизации ее контактов с Западом и усилению позиций России. Это станет серьезным внешнеполитическим успехом Кремля. Впрочем, премьер Кобахидзе оценивает решение США приостановить стратегическое партнерство с Грузией как временное и надеется, что это решение изменит Дональд Трамп.

Пока развитие событий идет по эскалационному сценарию: протесты становятся все ожесточеннее. Как отмечает грузинский политолог Гела Васадзе, «нужно хорошо понимать и быть готовыми к тому, что эта власть не сможет существовать без раскручивания маховика репрессий. Они уже вошли в узкий коридор и не смогут из него выбраться. То, что в конце этого коридора их ожидает страшный финал, справедливо, но не утешает. Слишком много бед они натворят до этого».

Никто — ни власть, ни протестующие — не намерены отступать. И если правительство ужесточает репрессии, то грузины начинают применять коктейли Молотова «с четким осознанием того, что в случае поражения с очень большой вероятностью придется жить в бараке русского мира до конца Российской Федерации в ее нынешнем виде».