Как пишет Guardian, испанское правительство заявило в воскресенье, что самолет ВВС Испании с Гонсалесом и его женой приземлился на военной базе Торрехон-де-Ардос близ Мадрида.
«Он… попросил убежища, и испанское правительство, конечно, проработает это и признает это», — заявил министр иностранных дел Испании Хосе Мануэль Альбарес общественному вещателю RTVE в воскресенье. - Мне удалось поговорить с [Гонсалесом], и когда он был на борту самолета, он выразил благодарность правительству Испании и Испании», - добавил он.
«Конечно, я сказал ему, что мы рады, что он чувствует себя хорошо и уезжает в Испанию, и я подтвердил приверженность нашего правительства политическим правам всех венесуэльцев».
Гонсалес, 75-летний дипломат, ушел в отставку спустя несколько дней после выборов в Венесуэле 28 июля, где подробные данные голосования, опубликованные оппозицией, свидетельствуют о том, что он победил. Но Мадуро объявил о победе, и в начале сентября был выдан ордер на арест Гонсалеса за вероятные преступления, из-за которых он мог провести оставшуюся жизнь в тюрьме.
Гонсалес скрывался в течение месяца, но его ситуация стала особенно тяжелой в последние дни после того, как его обвинили в ряде преступлений, включая преступное сообщество, предусматривающее наказание в виде лишения свободы сроком до 10 лет, и сговор, который может быть наказан наказанием в 16 лет лишения свободы.
Недавнее решение Мадуро сделать Диосдадо Кабельо, одного из самых жестких деятелей его политического движения, министром внутренних дел, также усилило беспокойство. Администрация Мадуро обвинила Гонсалеса и его основного сторонника, известного лидера оппозиции Марию Корину Мачадо, в том, что они являются частью поддерживаемой США «фашистской» контрреволюции, нацеленной на их чавистский режим.
Хоэль Гарсия, адвокат, защищавший нескольких оппозиционных деятелей в Венесуэле, сказал, что если Гонсалесу будут предъявлены обвинения во всем, в чем его обвиняет правительство, ему может грозить 30 лет тюремного заключения.
Венесуэла переживает политический кризис после того, как власти объявили Мадуро победителем голосования 28 июля с результатом 52%. Однако таблицы подсчета, собранные волонтерами из более чем двух третей электронных машин для голосования и опубликованные в Интернете, показывают, что Гонсалес победил с преимуществом более 2:1.
Верховный суд Венесуэлы, контролируемый союзниками Мадуро, подтвердил его предполагаемую победу, но многие страны и органы, включая США, ЕС и несколько стран Латинской Америки, отказались признать переизбрание Мадуро на третий шестилетний срок, если Каракас публикует полные данные голосования.
Надежды оппозиции, что их очевидный успех на выборах может превратиться в мирную передачу власти, исчезли в течение нескольких дней после голосования. Двухдневные уличные демонстрации были подавлены жестоким правительственным разгоном под названием Operación Tun Tun (Операция Стук-стук).
Ранее не известный большинству венесуэльцев, Гонсалес – защитник в последнюю минуту после того, как Мачадо запретили баллотироваться – породил надежды миллионов людей, отчаянно стремившихся к изменениям после десятилетия экономического спада, в течение которого ВВП упал на 80%, а более 7 миллионов человек эмигрировали.
Выступая в своей квартире в Каракасе незадолго до выборов, бывший посол пообещал построить процветающую, демократическую и мирную страну… страну для всех.
В воскресенье новость об отъезде Гонсалеса вызвала волну разочарования и горя среди сторонников оппозиции и членов международного сообщества, хотя все понимают, что дальнейшее пребывание в Венесуэле привело бы не к политической, а физической смерти политика, как это часто бывает при авторитарных режимах.
«Сегодня грустный день для демократии в Венесуэле… В демократии ни один политический лидер не должен быть вынужден искать убежище в другой стране», – заявил в заявлении верховный представитель ЕС по внешней политике Жозеп Боррель.
Чавистская эра началась четверть века назад после избрания наставника Мадуро Уго Чавеса в 1998 году. Бывший военный офицер пообещал использовать огромные запасы нефти Венесуэлы для финансирования социальной революции в стране, которая оставалась глубоко неравной, несмотря на то, что ее считали «Саудовской Аравией Южной Америки». Но падение цен на нефть после преждевременной смерти Чавеса в 2013 году – и неспособность его правительства подготовиться к такому событию – погрузило Венесуэлу в историческую депрессию, усилившуюся жесткими санкциями США.
Экономический коллапс Венесуэлы вызвал один из крупнейших миграционных кризисов в истории Латинской Америки, когда около 8 миллионов граждан выехали за границу. Это также привело к ряду вызовов все более авторитарному правлению Мадуро, включая массовые протесты, попытку убийства в 2018 году, признание «параллельного президента» Хуана Гуайдо в 2019 году и недавние выборы. Он пережил их всех благодаря политическим репрессиям, непрерывной поддержке вооруженных сил и поддержке Китая и России.