UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Великобритании участились преждевременные смерти: как исправить статистику – The Economist

Если проехать всего 10 км от шикарного района Кенсингтон в Лондоне до Нью-Кросс-Гейт, продолжительность жизни мужчин сократится на 18 лет - с 92 до 74.

Задолго до пандемии коронавируса, который стал причиной кризиса системы здравоохранения во всем мире, в Великобритании разворачивалась более тревожная история: королевство пережило мрачное десятилетие, в течение которого около четверти миллиона человек умерли преждевременно, пишет The Economist.

Средняя продолжительность жизни в Великобритании, как в других богатых странах, росла почти 200 лет. Но в начале 2010-х годов что-то пошло не так. Сегодня ожидаемая продолжительность жизни - 81 год - всего на восемь недель больше, чем в 2011 году. При наилучшем сценарии, при котором темпы улучшения в период с 1980 по 2011 год сохранялись бы, ожидаемая продолжительность жизни была бы уже выше 83 лет. Это не маленькая разница: она означает, что в период с 2012 по 2022 год примерно 700 тысяч британцев умерли раньше, чем могли бы.

Смерть наступает в основном в пожилом возрасте. Но замедление роста продолжительности жизни произошло также среди молодых взрослых и людей среднего возраста. Смертность среди 30-49-летних в Великобритании неуклонно растет примерно с 2012 года, что резко контрастирует с соседними странами.

Читайте также: Последствия войны: как получить свидетельство о смерти лица на оккупированной территории

Смертность распределяется не только между поколениями, но и по уровню доходов. Ожидаемая продолжительность жизни упала среди беднейших слоев общества, но выросла среди самых богатых. 

Совокупный эффект пандемии и глобальных демографических тенденций может объяснить лишь часть недостающей численности населения Великобритании. Хотя другие богатые страны также столкнулись с замедлением темпов роста, Британия показала наихудшие результаты среди своих европейских соседей. Если отбросить эффекты, связанные с ковидом и общеевропейским замедлением роста, около 700 тысяч человек, то останется 250 тысяч необъяснимых смертей.

Выяснить, что пошло не так, нелегко. В Америке, где продолжительность жизни в последние годы упала еще сильнее, наибольший вред нанесли "смерти от отчаяния": от наркотиков, алкоголя и самоубийств. То же самое можно сказать и о Шотландии, где за десять лет количество смертей от наркотиков увеличилось более чем в два раза. Данди теперь является столицей Европы по смертности от наркотиков. И хотя в Англии и Уэльсе, возможно, назревает аналогичная проблема, уровень смертности от наркотиков в Шотландии почти в четыре раза выше.

Читайте также: Ребенку впервые в Украине пересадили кожу от посмертного донора

Недавние трудности Национальной службы здравоохранения (НСЗ) сыграли свою роль. Рекордно долгое ожидание в больницах и кризис первичной медицинской помощи ставят под угрозу своевременное лечение. Но задержки в оказании медицинской помощи не могут объяснить все дополнительные случаи смерти, особенно до пандемии. Кроме того, наибольшее увеличение продолжительности жизни происходит не за счет лечения, а за счет лучшей диагностики, профилактики и более широкого процветания. Именно здесь Британия, по-видимому, недоработала. Она могла бы добиться гораздо большего во всех трех областях.

Правительство также должно признать последствия депривации для здравоохранения. Хорошей идеей было бы пересмотреть формулы финансирования в пользу врачей общей практики в беднейших районах. Они обслуживают на 10% больше пациентов, чем практики в самых богатых районах, но получают на 7% меньше денег. Данные показывают, что продолжительность жизни больше всего пострадала в регионах, где в период с 2009 по 2019 год наблюдалось наибольшее сокращение расходов на жилищные услуги и социальную помощь взрослым.