Президент Америки Дональд Трамп заявляет, что рассматривает Китай в качестве друга. Но дружба идет, по меньшей мере, по тернистому пути. Американский торговый дефицит с Китаем, "самый большой дефицит в истории нашего мира" и "не контролируемый", - заявил Дональд Трамп 22 марта, сообщает The Economist.
"Небывалая ситуация с воровством интеллектуальной собственности" также огорчает главу Белого дома. После выкладки своих тревог, Трамп объявил свои планы: судебные процессы против Китая в Всемирной торговой организации (ВТО – ред.), тарифные и инвестиционные ограничения.
Объявление в начале марта о введении тарифов на импорт стали и алюминия в Америку было хаотичным, и даже подтолкнуло к отставке Гэри Кона, председателя Национального экономического совета Трампа.
Последние нацеливания Администрации США на Китай, являются кульминацией месяцев планирования, что внедрялось Робертом Лейфайзером, руководителем Офиса торгового представительства США (USTR - правительственное агентство Соединенных Штатов Америки, который отвечает за разработку рекомендаций в отношении торговой политики США для президента Соединенных Штатов – ред.) и является опытным юристом по вопросам торговли.
Работая в должности заместителя председателя Офиса торгового представительства США в 1980-х годах, он использовал "пункт 301" Закона о торговле 1974 года, чтобы заставить Японию ограничить экспорта в Америку. На этот раз, используя тот же закон, его отдел составил 200-страничный отчет, в котором содержится информация о вреде Америке "не менее чем 50 миллиардов долларов в год", что следует из несправедливой практики торговли Китая. Америка, по его словам, стремится не больше, чем компенсации, которую Китай должен заплатить.
Первые из трех мероприятий Трампа находятся в рамках многосторонней системы, созданной в 1995 году для решения торговых споров. 23 марта американская администрация подала официальную жалобу в ВТО, заявив, что Китай нарушает правила интеллектуальной собственности. Роберт Лейфайзер считает, что Китай оказывая давление на американские компании по передаче своих технологий, когда они образуют партнерские отношения с китайскими (это часто является условием их функционирования в Китае), и усложняя исполнение прав интеллектуальной собственности, когда заканчивается контракт, связанный с технологиями , китайское государство создало систему против американских компаний.
Дело теперь пройдет через юридические процедуры ВТО, что может длиться годы. Если Америка выиграет, Китай может отреагировать, изменив свои стратегии. Китайский иск о выполнении решений против Пекина не хуже, чем Американский и Европейского Союза. Однако, обе стороны могут договориться об урегулировании. Если этого не удастся сделать, то Америка может ввести тарифы, разрешенные ВТО. Это было бы необычным шагом. Такие тарифы были одобрены менее 15 раз за всю историю ВТО, и даже тогда члены ВТО иногда решали не применять их.
Но спор с ВТО является лишь одной частью стратегии. Команда Лайфайзера считает, что некоторые практики Китая наносят ущерб Америке, но не охвачены правилами ВТО. В отчете о "пункта 301" утверждается, что нужно найти доказательства того, что китайское правительство направляет свои фирмы на инвестирование в американские фирмы, как часть своей промышленной стратегии, и иногда также похищает информацию из американских компаний. Роберт Лайфайзер считает, что Китай хочет обогнать Америку и сделать ее менее конкурентоспособной на глобальном уровне. Он хочет уберечь США от угрозы односторонних действий и заполнить пробелы многосторонней системы ВТО.
Если Америка решит нанести удар, то первым шагом будет введение более жестких правил в отношении инвестиций между двумя странами. Детали непонятны. Президент мог уже блокировать инвестиции на основании национальной безопасности, используя Комитет по иностранным инвестициям в Соединенных Штатах (CFIUS). Возможно также будет разрешено блокировки из экономических соображений, потому что это, возможно, сможет сдержать поток американских инвестиций в Китай.
Второй удар касается 25% тарифов на экспорт из Китая товаров определенной категории на сумму до 60 млрд долларов США в 2017 году. Лайфайзер отмечает, что перечень продуктов, что включает в себя аэрокосмические, информационные, коммуникационные технологии и машиностроения, сопоставленный с планом китайского правительства "Made in China 2025", что предполагает достижение глобального доминирования в отраслях, которые Пекин считает стратегическими.
Таким образом, установлено два механизма. Полный список предлагаемых тарифов будет опубликовано до 6-го апреля, после чего он будет оставаться открытым для публичного обсуждения в течение 30 дней. Стивен Мнучин, секретарь казначейства Трампа, должен до 21 мая подать предложения относительно ограничений на инвестиции. Возможно, что ни один из них не вступит в силу. Трамп довольно жестко говорил об экономических ограничениях в отношении Китая 22 марта, однако, он также говорил о больших текущих переговорах с китайским правительством. Трамп попросил Пекин сократить двусторонний торговый дефицит Америки на 100 миллиардов долларов. Глава Белого дома, кажется, дает сделать Китаю выбор: крупная сделка или торговая война.
Боротьба на багатьох фронтах
Первая часть плана кажется достаточно разумной. Процедуры ВТО предназначены для уменьшения рисков, возникающих через торговые споры, предоставляя странам шанс устранить свои разногласия в контролируемой обстановке и определить последствия, если правила организации будут нарушены. Америка сможет найти поддержку своих действий в Японии и ЕС, которые оба разделяют опасения Америки по поводу лицензирования технологий Китая. Использование ВТО для урегулирования торгового спора может рассматриваться, как голос доверия к многосторонней торговой системы.
Крупная сделка также может содержать некоторые полезные дополнительные меры. Как сообщается, администрация Трампа требует, чтобы Китай снизил тарифы на импортные американские автомобили, либерализовал свои правила относительно финансовых услуг и, возможно, сократил дотации для государственных предприятий. Аналогичным образом, более систематическая проверка китайских инвестиций может быть более разумным шагом, чем голый протекционизм.
Но, учитывая отношение команды Трампа к многосторонней торговой системе, такие надежды кажутся мимолетными. Трамп часто критикует ВТО за необъективность (нет никаких доказательств того, что она является объективной). Это ослабляет способность организации разрешать споры. Для того, чтобы система работала, члены ВТО должны поддерживать организацию. Если Китай считает, что Америка может игнорировать решение организации против своих интересов, почему тогда Пекин должен играть по правилам? Тем временем администрация Трампа подрывает работу ВТО, блокируя назначение судей своим апелляционным судом. Если Америка захочет обжаловать постановление в пользу Китая, это станет пагубным для Вашингтона.
Что касается китайских инвестиций в Америке, то Комитет по иностранным инвестициям в США (CFIUS) уже усилил свой надзор. Согласно отчету исследовательской фирмы "Rhodium Group", это было одной из причин того, что китайские инвестиции в Америку сократились на 35% с 2016 года по 2017 год (главным фактором было уменьшение китайского исходного капитала). Новыми правилами можно легко злоупотреблять, они дают широкую свободу действий президенту или блокируют инвестиции на экономические, а не национальные основы безопасности.
В краткосрочной перспективе давление на Китай может принести результаты. Господин Лайтайзер не единственный человек в Вашингтоне, который разочарован ограниченными результатами многолетних переговоров с Китаем о его экономическую стратегию. Угроза жестких тарифов на импорт стали в Южной Корее и выход из договора свободной торговли между Америкой и Южной Кореей, вступившее в силу в 2012 году, быстро обернулось изменением этой сделки, что желал Трамп, а 26-го марта правительство Южной Кореи объявило изменения в соглашении.
Но тактика принуждения также ослабляет торговую систему, основанную на правилах. Они делают это, частично, поощряя управляемую торговлю. В 1980-х годах Америку могли покупать другие страны, которые обещали "добровольные" ограничения на их экспорт. Но это вызвало издевательство над идеей, что рынки, а не бюрократы должны определять торговые потоки. Обновленная торговое соглашение между США и Южной Кореей предусматривает ограничение экспорта южнокорейской стали в Америку до 70% от среднего показателя в период между 2015 и 2017 годами. (Эта сделка, как представляется, нарушает правила ВТО, хотя другие члены могут решить не возражать ей.) Как сообщается, Китай предлагает покупать больше американских полупроводников, чтобы снизить тарифы. Вильбур Росс, секретарь по коммерции, недавно предложил, что Китай мог бы покупать больше природного газа из Америки.
Как заявил китайский представитель во время заседания комитета ВТО 26 марта, статья 23 правил ВТО содержит обещание не требовать нарушений правил торговли в одностороннем порядке, а использовать процесс урегулирования споров ВТО. Статья 23 касается только обязательств, определенных в ВТО. Американцы говорят, что там, где такие обязательства были нарушены, они должным образом подали иск в ВТО. Американцы утверждают, что то, что они делают в отношении других, - это их собственный бизнес. Но поскольку Америка грозит Китаю таким образом, что это противоречило бы собственным обязательствам ВТО не нарушать согласованных тарифных ограничений, разница эта не настолько ясна. И когда члены ВТО начинают писать и выполнять свои собственные правила, существующие правила могут потерять свою силу.
Существует большая вероятность того, что появятся проблемы, если односторонние действия Америки не будут иметь желаемого результата, особенно если ослабится многосторонняя система ВТО. Пока что Китай стремится придерживаться правил ВТО. 23 марта Пекин отреагировал на американские тарифы на сталь и алюминий, объявив свои собственные ребалансирующие тарифы на американские товары, включая свинину, фрукты и переработанный алюминий. Китай утверждает, что такое ответ разрешен по правилам ВТО.
Новая волна тарифов в отношении Китая, вероятно, будет встречена заявлениями, что Америка также нарушила правила и, возможно, столкнется с антидемпинговым расследованием американских соевых бобов. В 2009 году, когда Барак Обама ввел тарифы на китайские шины, Китай ввел антидемпинговые пошлины на американский экспорт куриных ножек.
Однако стремление Китая придерживаться правил ВТО может ослабнуть. Посол КНР в США Цуй Тянкай, ответил на заявление Трампа, заявив, что "если люди хотят играть жестко, мы будем играть с ними жестко и посмотрим, кто выдержит дольше". Под риски попадают экспортеры сельскохозяйственной продукции и американские компании, работающие в Китае. Лайфайзер заявил, что комитет конгресса должен защищать интересы фермеров, если они попадут под удар, из-за торговой войны Трампа.
Другой риск вытекает из одержимости Трампа относительно двустороннего торгового дефицита. Ни одна сделка не может гарантировать его исчезновения. О чем бы ни договорились стороны, факт есть в том, что торговлей очень трудно управлять. Факторы, находящиеся вне контроля Китая, могут легко перевесить влияние каких-либо соглашений по двустороннему торговому дефициту.
Урезание Трампом корпоративного налога и налога на доходы означает, что экономика Америки получает хороший стимул. Все остальное заполнят импортные товары.
Таким образом, американские и китайские торговые переговорщики урезали свою работу. Любая сделка, которую они достигают, должна позволить обеим сторонам одержать победу. И поскольку это будет признано успехом или неудачей в соответствии с результатами, которые имеют мало общего с их соглашением, что само по себе должно быть хрупким.
Евросоюз вслед за США может ввести ограничения на импорт стали. Европейский союз расследует аргументацию заявлений президента США Дональда Трампа о том, что импортные тарифы на сталь и алюминий направлены против перепроизводство стали в Китае, а не на перенаправление потоков дешевого импорта стали из Азии в Европу.
Сообщалось, что Соединенные Штаты и Европейский Союз договорились начать консультации на уровне администрации президента США для поиска взаимовыгодного решения с ввозных пошлин на сталь и алюминий.
Президент США Дональд Трамп одобрил введение пошлин на импорт стали (25%) и алюминия (10%), выполнив тем самым свои обещания относительно протекционистской поддержки американских производителей металла.
Украина может пострадать от пошлин США на сталь - могут упасть цены на сталь, что приведет к сокращению прибыли украинских бизнесменов.