UA / RU
Поддержать ZN.ua

В мире меняется позиция в отношении Израиля. Кто и почему давит на Нетаньяху?

Автор: Игорь Семиволос

На днях в Израиль уже в который раз должен прибыть государственный секретарь США Энтони Блинкен, чтобы убедиться в истинности намерений израильского правительства придерживаться норм международного гуманитарного права. Если же слов и поступков будет недостаточно для подтверждения, США угрожают со следующей недели остановить поставки оружия в Израиль. 

В прошлом месяце президент США Джо Байден издал меморандум о национальной безопасности, требующий от получателей американской военной помощи обязательства придерживаться норм международного права во время использования их оружия. Кроме того, сторона, которая получает оружие, согласно меморандуму, должна взять на себя обязанность способствовать и не препятствовать доставке гуманитарной помощи. И хотя положения меморандума касаются каждого бенефициара, намек здесь очевиден. 

Читайте также: СМИ: Дэвид Кэмерон обвинил Израиль в блокировании ключевого контрольно-пропускного пункта в Секторе Газа

Радикальный сдвиг позиции США в отношении помощи Израилю происходит на фоне все более частых сообщений о голодных смертях детей в Секторе Газы и инцидентах с летальными последствиями, а также информации о том, что израильская армия препятствует поставке гуманитарной помощи. Даже суперлояльный к Израилю канцлер Германии Олаф Шольц во время визита в Израиль призвал своего визави Биньямина Нетаньяху изменить стратегию и достичь продолжительного мира. 

Первые ласточки, свидетельствующие о возрастающем недовольстве политикой израильского правительства, уже собираются в стаю. Канада первой прекратила экспорт оружия в Израиль, суд Нидерландов обязал страну прекратить экспорт деталей для истребителей F-35, а ряд общественных организаций Дании обращается в суд с требованием прекратить экспорт вооружений. Все решения мотивированы тем, что Израиль нарушает нормы международного права. На этом фоне законодатели США (как и представители администрации) предупреждают, что полномасштабное вторжение в город Рафа на юге Сектора Газы нарушит условия упомянутого выше меморандума и будет иметь политические, дипломатические и правовые последствия. 

На этой неделе отчет ООН зафиксировал новый уровень продовольственной безопасности в Секторе Газы — голод неминуем. Энтони Блинкен на пресс-конференции в Маниле подтвердил результаты отчета и указал, что по состоянию на сегодня 100% населения Газы ощущают острую нехватку продовольствия. Это впервые, заметил он, все население классифицировано таким способом. Американские чиновники, задействованные в проектах международной помощи, утверждают, что следует говорить не о надвигающемся голоде, а о его сдерживании, поскольку кризис уже налицо. 

Читайте также: Израилю приходится балансировать между Россией и Западом — NYT

В связи с этим вспомнилась мне одна история. Это случилось в 80-х годах прошлого века в стране, где правила марксистская группировка во главе с верным другом Советского Союза Менгисту Хайле Мариамом. Речь идет об Эфиопии. В этой стране на тот момент продолжался вооруженный конфликт с сепаратистами из Эритреи, и северные регионы тогдашней Эфиопии были охвачены восстанием. Чтобы минимизировать влияние повстанцев на местное население, центральное правительство ограничило доступ продовольствия в эти регионы, и как следствие начался большой голод. На этом фоне происходила массовая депортация местного населения на юг страны. Классическая антиповстанческая тактика. Возможно, марксистам и удалось бы подавить восстание, но о голоде стало известно на Западе, и центральное правительство, скрепя сердце, согласилось с доставкой гуманитарной помощи со всего мира в пострадавшие районы. Марксистский режим подвергли жестокой критике. Наконец правительство Менгисту Хайле Мариама утратило власть и провинция Эритрея в 1991 году стала независимой страной. Израильтяне об этом хорошо помнят, ведь именно тогда проходили операции «Моисей» и «Иегошуа» по спасению эфиопских евреев. Последняя масштабная операция «Соломон», которой, кстати, командовал член нынешнего военного кабинета Бени Ганц, состоялась уже в первой половине 1991 года. 

Я привел этот пример (а таких примеров антипартизанской борьбы много), чтобы проиллюстрировать препятствия, с которыми сталкивается правительство Нетаньяху в войне в Газе. В отличие от закрытой Эфиопии образца 1985 года, информация о жертвах среди мирного населения, убитых женщинах и детях молниеносно становится известной, ее подхватывают миллионы аккаунтов в социальных сетях. Стратегия Тель-Авива — выжать палестинское население на территорию Египта — потерпела крах. Против этого общим фронтом выступили как арабские страны, так и Европейский Союз. Не в восторге, мягко говоря, от этой идеи был и Вашингтон. 

Разрушенные социальные связи, потеря средств для существования, руины, в которые превратились города Сектора Газы, сотни тысяч бездомных — все это уже привело к голоду, масштаб которого сейчас трудно оценить. Закрыть на это глаза ни европейские, ни американские политики не могут. На этом фоне стремительно растут антиизраильские настроения в мире. Можно, конечно, всех, кто выходит на улицы городов, записать в приверженцы ХАМАС, но трезвомыслящие израильские эксперты уже давно бьют в набат: с каждым новым месяцем войны политическая изоляция Израиля будет становиться все больше. Предотвратить это сложно без понятной стратегии окончания войны. А ее нет. 

Читайте также: Предупреждение голода в Газе станет испытанием для премьер-министра Израиля — Bloomberg

Израильское правительство (коалиция ультраправых и фундаменталистов) действует реактивно, призывая уволить и наказать всех, кто осмелился сомневаться или критиковать нынешнюю израильскую политику. Кажется, на сегодняшний день мало кто из руководителей международных организаций не получил израильской «черной метки». 

Формально Израиль прислал заверение в соблюдении норм международного права, но, кажется, словам больше нет веры. От Тель-Авива требуют конкретных действий, и тут, собственно, возникает проблема. Есть замкнутый круг, где власть Нетаньяху и продолжающаяся война стали неразрывны. С правой стороны его подпирают фашизоидные «Оцма Йехудит», религиозные сионисты из поселений на оккупированном Западном берегу. Впереди маячит перспектива политической смерти и судебных исков, фундаменталисты из религиозных партий, пользуясь возможностью, выторговывают себе новые привилегии, и все это на фоне «недокрученной» судебной реформы, которая расколола израильское общество на две части. В этих условиях распад коалиции практически невозможен. Понимая проблемы Биби, партнеры из коалиции стараются выдавить максимум, параллельно откусывая у Ликуда часть его электората. Не знаю, беспокоит ли это сторонников этого правительства, но в 2023 году, согласно индексу V-Dem Democracy Report, статус Израиля снизился с либеральной позиции до электоральной демократии. 

Читайте также: ЕС и США усиливают давление для прекращения огня в Секторе Газа – The Guardian

Говорят, что есть два способа политического управления войной. Первый — классический: определение четко обозначенных политических целей, согласующихся с военными средствами и имеющимися ресурсами. Второй — ситуативный, или импровизационный: согласование кратко- и долгосрочных целей с военными и дипломатическими событиями без четкой фиксации конкретных целей. Кажется, Израиль не выбрал ни одного. За пять месяцев войны в Газе Нетаньяху так и не смог выработать план достижимых целей, которые восприняли бы союзники. Все, что они слышат от израильского премьер-министра, — слово «нет». 

Отставной генерал-майор Армии обороны Израиля Гершон Ха-Коэн (лицо, приближенное к бригадному генералу Цвике Фогелю, члену Кнессета от «Оцма Йехудит» и главе комитета по национальной безопасности), известный своим скандальным сравнением штурмов Газы и Мариуполя, в том же интервью отметил: «…наша проблема отчасти заключается в том, что мы прекратили думать в «русской логике», как наши отцы-основатели». Что ж, у Нетаньяху есть шанс примерить на себя лавры Андрея Громыко — Mister No.