UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Конгрессе лед тронулся. Что дальше с помощью Украине?

С надеждой, но без эйфории

Автор: Олег Шамшур

Наконец. 20 апреля после полугодичных промедлений Палата представителей Конгресса США приняла законопроект о дополнительной помощи в сфере безопасности Украине вместе с двумя другими законопроектами аналогичной направленности о помощи Израилю и союзникам США в Индо-Тихоокеанском регионе, а также законопроект в сфере безопасности, предусматривающий, в частности, конфискацию и дальнейшую передачу Украине российских государственных активов в США и новые санкции против Ирана.

Согласно утвержденной процедуре рассмотрения вопроса, после принятия каждого из документов их сведут в один комплексный законопроект, который направят в Сенат США. Чтобы ускорить принятие комплексного документа, содержание законопроектов о помощи в сфере безопасности было максимально приближенно к тому, что принял Сенат. Лидер сенатского большинства Чак Шумер пообещал, что законопроект, полученный от Палаты представителей, будет оперативно утвержден на будущей неделе (голосования можно ожидать во вторник) и передан на подпись президенту США.

Содержание законопроекта о дополнительной помощи в сфере безопасности Украине достаточно полно освещали американские и украинские СМИ, поэтому остановлюсь лишь на самых значимых, по моему мнению, положениях.

Читайте также: Война в Украине способствовала росту мировых расходов на оборону на 9% до рекордных 2,2 триллиона долларов — Bloomberg

Центральное место занимают оборонные расходы объемом 49,9 млрд долл.: эта сумма позволяет удовлетворить значительную часть потребностей ВСУ даже при радикальных изменениях в высших эшелонах политической власти в Вашингтоне вследствие ноябрьских выборов. Новая особенность помощи со стороны США (это одно из отличий законопроекта от сенатского варианта) — положение о возврате средств, предоставленных на экономическую поддержку, и запрет их использования для выплаты пенсий. Не стоит драматизировать это обстоятельство, особенно учитывая то, что ранее делались заявления о переводе на кредитную основу всей американской помощи (по сути, на этом принципе построен ленд-лиз). Кроме того, в законопроект заложены положения, которые предусматривают возможность частичной и даже полной отмены украинской задолженности.

Важным элементом законопроекта является требование соразмерности затрат США на помощь Украине с поддержкой, которую предоставляют другие доноры (50 на 50). И нам, и нашим европейским партнерам стоит учесть, что эта тема имеет довольно широкую поддержку в США, и не только среди Республиканской партии и ее электората. Вместе с тем проект закона предоставляет президенту США право выходить за рамки указанного лимита.

Getty Images

Законопроект содержит два положения, которые весьма позитивно восприняли в Украине. Одно из них обязывает госсекретаря и министра обороны США представить Конгрессу «стратегию поддержки Украины против агрессии со стороны Российской Федерации, чтобы ускорить победу Украины над российскими силами вторжения способом, который бы больше всего отвечал интересам и нуждам Соединенных Штатов». В этом же подразделе текста упоминается, что стратегия должна определить виды вооружения, которые еще не поставляются в Украину, но могут способствовать достижению ею значительных результатов на фронте. Отдельно в законопроекте делается упор на передачу Украине ATACMS дальнего радиуса действия, которые «помогут правительству Украины защититься и добиться победы над Российской Федерацией». Впрочем, стоит отметить, что призыв предоставить Украине ATACMS дальнего радиуса действия сопровождается замечанием: президент США может решить, что такое действие противоречит интересам национальной безопасности США. Думаю, что таким способом авторы законопроекта учли позицию демократов, которые очень чувствительно относятся к любым посягательствам на прерогативы своего лидера.

Читайте также: В Украине будут тестировать инновационные оборонные решения французских разработчиков

После завершения всех процедур в Конгрессе Министерство обороны США готово оперативно отправить в Украину большой пакет военной помощи. Вероятно, он будет содержать боеприпасы, в первую очередь 155-миллиметровые снаряды, которые используются в натовских гаубицах, и ракеты для систем среднего радиуса действия.

Надеемся, что дальше события будут развиваться быстро, но даже успешное завершение марафона в Конгрессе не вызывает эйфории или, по крайней мере, ощущения, что жизнь налаживается.

Да, двухпартийная поддержка Украины на Капитолийском холме и в США в целом сохраняется, выдержав проверку на прочность в аэродинамической трубе дискуссий в Конгрессе и за его стенами. Показательна и эволюция позиции спикера Майка Джонсона, который в свое время голосовал против поддержки Украины и в течение шести месяцев пребывания на должности блокировал все попытки вынести законопроект по безопасности на рассмотрение Палаты, но нашел мужество противостоять шантажу коллег из крайнего правого фланга и действовать согласно своим заявлениям о необходимости «защитить свободу и не допустить, чтобы Владимир Путин маршировал по Европе».

Впрочем, беспроблемное продолжение двухпартийной поддержки Украины нельзя считать гарантированным. Прежде всего это связано с ситуацией в Республиканской партии и ее дальнейшим дрейфом в сторону изоляционизма под влиянием настроений партийной базы. Принятие помощи Украине было обеспечено на этот раз благодаря голосам демократов (210). Вместе с тем республиканская фракция разделилась почти пополам, и большинство (112) конгрессменов-республиканцев проголосовало против.

Читайте также: Тайвань заявил о планах обсудить с США использование новой помощи, подчеркнув давление со стороны Китая

Выразителем и активным проводником антиукраинских взглядов является крайнее правое крыло партии, которое не только воспринимает поддержку Украины сквозь призму политической борьбы с демократами, но и активно транслирует «аргументы» российской пропаганды. Достаточно было послушать выступление во время дебатов скандального депутата Марджори Тейлор Грин.

Крайние правые республиканцы являются правоверными трампистами. В дни, предшествовавшие голосованию в Палате, создавалось впечатление, что Дональд Трамп смягчил свою позицию против принятия дополнительного финансирования в сфере безопасности для Украины. Интересно, что мы прочитаем в его социальном аккаунте в ближайшее время?

В заключение. Согласие Конгресса на выделение финансовых ресурсов, необходимых для продолжения помощи Украине, не снимает с повестки дня как минимум две проблемы, без решения которых невозможно закончить войну против российской агрессии на приемлемых для Украины условиях. Во-первых, отсутствие у США и Запада в целом определенности относительно глубины поражения России, что непосредственно влияет на многие компоненты помощи, которую получает наше государство, и часто способствует расплывчатости политических месседжей, которые тщательно анализируют в Кремле. Во-вторых, необходимость радикально сократить фазу обсуждения инициатив и создания «коалиций» по помощи Украине и наоборот, ускорить реализацию утвержденных мер. По словам самого Джо Байдена, «фактор времени имеет решающее значение». Очень досадно, что эти вопросы остаются актуальными на третьем году войны, особенно учитывая украинские жертвы и российское продвижение на фронте.