UA / RU
Поддержать ZN.ua

В "экономических двигателях" США и Китая появляются трещины — FT

Глобальное восстановление может быть не таким устойчивым, как ожидается.

Несмотря на то, что некоторые экономисты прогнозируют длительный рост мировой экономики, есть две причины, которые вызывают сомнение в силе и продолжительности постпандемического восстановления: Китай и США. Эти страны фактически являются локомотивами мирового роста, но в их экономических двигателях появляются трещины, пишет Financial Times.

На Китай приходилось более трети роста мировой экономики за последние пять лет. Сегодня замедление Китае на 1 процентный пункт смывает часть общего мирового роста валового внутреннего продукта, поэтому мир имеет основания беспокоиться, когда Пекин делает экономическую политику более жесткой. Это происходит с подавлением технического сектора.

В последние годы, когда старые отрасли экономики товарного и производственного секторов углубляются в долги и упадок, восстановление Китая поддерживает новая экономика, сосредоточена в техническом секторе. За последнее десятилетие доля «цифровой» экономики в ВВП Китая выросла в четыре раза и достигала почти 40 процентов.

Но технологические гиганты могут создать постоянный вызов правящей партии в то время, когда она пытается возродить социалистические ценности первых революционных лет. В Китае еще десять лет назад не было такого количества миллионеров, как сейчас. За прошлый год в Китае появилось 238 новых миллиардеров, что вдвое больше, чем в любой другой стране. Рост «богатства» в значительной мере связан именно с технологическим сектором.

«Репрессии» стали механизмом сдерживания монополий, государство пытается получить контроль над технологическим сектором. Это вполне ожидаемая реакция Коммунистической партии на технологическое развитие.

Новая кампания китайских властей проводится по старой схеме. Китай вырос как экономическая сверхдержава за последние четыре десятилетия, когда власть отступила, позволив капиталистам расти. Но со временем власти начали вмешиваться, чтобы сдержать капитализм, когда его неблагоприятные последствия - коррупция, рост долгов и неравенство стали слишком заметными.

Часто подобные кампании сопровождаются замедлением экономики, но все останавливается до того, как вред зайдет слишком далеко. Почти десять лет назад Пекин начал масштабную борьбу с коррупцией, что уничтожило часть богатых магнатов, которых вскоре заменил новый класс технических магнатов.

На этот раз ставки выше. Трудно понять, как любой другой сектор может компенсировать шок для цифровой экономики, и вред уже очевиден. С начала «репрессий» рыночная капитализация китайских технологий упала на треть, или примерно на 1 трлн. Рост новых технологических секторов уже не движется так быстро. Пока неясно, как Пекин готов расширить наступление, учитывая то, насколько мощными стали технические гиганты.

США - это еще один глобальный экономический двигатель, который составляет около пятой части мирового роста за последние пять лет. Многие аналитики предполагают, что глобальное восстановление поддержат дополнительные сбережения, которые американцы сохранили во время пандемии и, вероятно, будут тратить их, когда экономика полностью откроется.

Однако потребители не всегда активно тратят свои сбережения в подобных ситуациях. Избыточные сбережения тратились только в странах, подвергшихся дестабилизации в войне, где потребители боялись, что их средства могут вскоре стать «пустыми».

Американцы решили потратить лишь около трети своих сбережений, поскольку ситуация с пандемией еще полностью не стабилизировалась. Кроме того, новый вариант Delta может усилить осторожность потребителей.

США также приближаются к «фискальной скале». Ближайшие месяцы государственные расходы резко упадут. Большинство экономистов делают ставку на устойчивый и мощный рост активности потребителей. Но все может сложиться по-другому.

Признаки неисправности экономического двигателя заметны в Китае и США, на которые за последние годы приходится более половины мирового роста. Хотя дискуссия, которая бушует на финансовых рынках, сосредотачивается на том, будет ли рост инфляции временным, пора подумать о возможности того, что экономический подъем будет только кратковременным и не таким устойчивым, как ожидается, резюмирует издание.

Читайте также: Китай может стать «трещиной» в восстановлении мировой экономики — Bloomberg

Наблюдая за восстановлением международных рейсов, можно увидеть как «финансовые узлы» снова соединяются после пандемии коронавируса, даже несмотря на то, что вирус все еще распространяется, особенно в странах с низким уровнем вакцинации.

Частичное восстановление путешествий и коммерческой деятельности стало частью экономического возрождения этим летом. Мировую экономику сильно побила пандемия, но она медленно стабилизируется. Однако, несмотря на это устойчивость, неравенство в глобальной экономике ухудшилось - в США, а также в Европе, Латинской Америке, Азии, Африке и на Ближнем Востоке.