UA / RU
Поддержать ZN.ua

В Давосе разгорелся спор: смирится ли Россия с поражением в войне против Украины?

Эксперты вступили в ожесточенную перепалку из-за разных взглядов на то, каким должен быть конец российско-украинской войны.

Владимир Путин совершил ужасную ошибку, когда начал вторжение в Украину. И каков бы ни был исход этой войны, Россия еще очень долго будет ослаблена. Однако у Путина все еще есть очень много способов устроить эскалацию вплоть до применения ядерного оружия.

Такое мнение в ходе дискуссии на Всемирном экономическом форуме в Давосе высказал профессор Школы управления имени Джона Кеннеди в Гарвардском университете Грэм Эллисон. Он убежден, что либо на местах появятся факты, с которыми Путин «сможет жить», либо будет еще большая эскалация насилия.

При этом он согласился с бывшим Госсекретарем США Генри Киссинджером, призвавшим Украину уступить территорию ради окончания войны. По словам Эллисона, отвергать появление «украинского Нагасаки» нельзя. В конце концов, президент США Гарри Трумэн считал, что ядерный удар - это хороший способ закончить Вторую мировую войну. Путин может решить, что этот инструмент приемлем и для его случая.

«Президент Владимир Зеленский никогда не откажется от украинской территории. И он не должен. Но Япония тоже не отказалась от Курильских островов. Так что могла бы появиться форма замороженного конфликта, с которым можно будет жить и из которого Украина выйдет как преуспевающая демократия», - сказал Эллисон.

С ним не согласился профессор исследования войны Королевского колледжа Лондона сэр Лоренс Фридмен. Он подчеркнул, что позиция Эллисона очень опасна. Он указал, что в российской ядерной доктрине указано: ядерный удар может быть нанесен только в случае угрозы самому существованию России. Но факт в том, что России никто никогда не угрожал. Ее никто не атакует. Танки не едут на российскую границу. И никакой «экзистенциальной угрозы» для России не существует.

Читайте также: Генсек НАТО рассказал, как закончится российская война против Украины

«Напротив, это существование Украины под угрозой. Россия ведет против нее геноцидную войну, если вы посмотрите определение геноцида», – сказал Фридмен.

Он согласился, что между Украиной и Россией начнется определенный дипломатический процесс. Однако вопрос в том, на каких условиях. Фридмен подчеркнул, что нужно не переоценивать возможности украинской армии и четко определить военные цели для Украины, прежде чем начнутся переговоры. Иначе катастрофические последствия войны могут оказаться слишком тяжелыми.

«Россию никто не пытается оккупировать. Она не находится под угрозой. Может Путин под угрозой, но не Россия», – подчеркнул Фридмен.

Эллисон ответил своему оппоненту, напомнив, кто такой Путин. И что российский автократ не примирится с поражением.

«Я убежден, что если все дойдет до точки, когда Путин потерпит поражение и предстанет перед угрозой, когда его режим упадет, его жизнь закончится, все, о чем он заботится, исчезнет, для него это и будет экзистенциальная угроза», - сказал эксперт.

В свою очередь, исполнительный директор Human Rights Watch Кеннет Рот подчеркнул, что участники спора оставляют без внимания российский народ, который, по его мнению, может сыграть роль X-фактора. Он допустил, что Кремль не случайно пытается скрыть правду о войне в Украине. Возможно, режим боится последствий, если эта правда станет известна российскому обществу. Так что гипотетически россияне могут стать лучшим союзником Украины.