UA / RU
Поддержать ZN.ua

В чем слабость российской «Силы Сибири 2» для Китая – Reuters

Эксперты указывают на ряд критических проблем этого проекта

Россия рассчитывает на строительство нового газопровода «Сила Сибири 2» в Китай, пытаясь компенсировать потерю продаж газа в Европе, но инсайдеры отрасли видят серьезные риски вокруг проекта и сомневаются, оправдает ли он огромные затраты. РФ годами ведет переговоры о новом газопроводе для транспортировки 50 миллиардов кубометров природного газа в год с Ямала на севере России в Китай через Монголию – почти столько, сколько пропускал ныне неработающий трубопровод «Северный поток» по дну Балтийского моря.

План приобрел срочность, поскольку Москва стремится удвоить экспорт газа в Китай, чтобы компенсировать падение экспорта в Европу после начала полномасштабной войны в Украине. Но согласие по ключевым вопросам, включая ценообразование, остается недостижимым, отмечает Reuters.

Читайте также: Помощь, которую Китай и КНДР оказывают РФ, будут укреплять мнение граждан государств региона о поддержке Украины

Еще в марте Россия заявила, что государственный газовый монополист «Газпром», эксплуатирующий «Силу Сибири 2», завершает согласование условий контракта с ведущей китайской нефтегазовой компанией CNPC. На последней встрече в Пекине в середине октября лидер Китая Си Цзиньпин заявил президенту России Владимиру Путину, что он надеется на то, что газопровод Китай-Монголия-Россия достигнет существенного прогресса как можно быстрее, но официально между двумя странами еще ничего не согласовано.

Ключевые факты по экспорту газа в Китай газопроводами от Reuters:

Читайте также: Национализированная Германией дочка Газпрома снова будет торговать сжиженным газом с РФ – Bloomberg

«Существует слишком много рисков, не в последнюю очередь политических. Слишком опасно зависеть от одного покупателя, который может в любой момент изменить свое решение покупать у вас продукт», – заявил российский промышленный источник, знакомый с ходом переговоров.

Дмитрий Кондратов из Института экономики Российской академии наук сказал, что проект также подрывают дополнительные затраты, связанные с необходимостью транспортировки газа через Китай до конечных потребителей после того, как газ достигнет Китая.

«Расходы на транспортировку для китайской стороны... составят примерно 270 долларов за 1000 кубометров, поэтому, если российская сторона не предоставит ценовые скидки, то перспективы строительства этого газопровода до 2030 года остаются достаточно пессимистическими… Этот факт потребует от CNPC самостоятельно строить всю необходимую газотранспорт инфраструктуру в Китае», – написал Кондратов.

Сергей Вакуленко, научный сотрудник-нерезидент Фонда Карнеги, сказал, что проект может «оставить «Газпром» в минусе после транспортных расходов».

«Это также сделает «Газпром» опасно зависимым от одного покупателя, который сможет не только диктовать условия контракта, но и потребовать изменения этих условий в будущем, – отметил Вакуленко.

Читайте также: Талибан планирует официально присоединиться к китайской инициативе "Один пояс, один путь"

Напомним, российский «Газпром» заявил о дополнительных объемах поставок газа в Венгрию в предстоящую зиму, а также о поставках в Китай дополнительных 600 миллионов кубометров газа в 2023 году.

В 2023 году добыча газа в России упала до уровня 1970-х годов. Российским властям приходится рекордно за последние 11 лет повышать тарифы на газ для населения.