Стратегия стремительных военных достижений Украины в последние дни начала формироваться несколько месяцев назад во время ряда консультаций между украинскими и американскими официальными лицами. Об этом пишет The New York Times со ссылкой на слова американских чиновников.
Контрнаступление, формы и возможность которого летом не раз обсуждались и пересматривались в процессе консультаций, стало успешным, при этом превысив даже большинство ожиданий. Украинские войска перехватили инициативу и, похоже, готовы воспользоваться своим прогрессом на северо-востоке страны и еще одной кампании — на юге.
Работа началась вскоре после того, как президент Украины Владимир Зеленский сообщил своим генералам, что хочет сделать существенный шаг, чтобы продемонстрировать, что его страна может дать отпор российскому вторжению. По его указу украинские военные разработали план широкого наступления на юге, чтобы вернуть Херсон и отрезать Мариуполь от российских войск на востоке.
Украинские генералы и американские чиновники рассудили, что столь широкомасштабная атака приведет к огромным потерям и не позволит быстро вернуть значительные территории. Украинцы к тому времени ежедневно несли сотни потерь в жестких боевых действиях. Российские войска несли такие же потери, однако все еще медленно продвигались вперед, опустошая украинские города на востоке Донбасса.
Украинское военное командование, которое долгое время не желало делиться подробностями своих планов, начало все больше открывать их представителям американской и британской разведок и консультироваться с ними.
По словам чиновников, Джейк Салливан, советник по национальной безопасности, и Андрей Ермак, главный советник Зеленского, неоднократно говорили о планировании контрнаступления. Генерал Марк Милли, глава Объединенного комитета начальников штабов, и украинское военное руководство регулярно обсуждали вопросы сотрудничества разведок и военной поддержки. К обсуждению планов также присоединялись британские военные.
По мнению официальных лиц США, решающее значение имело время, ведь для осуществления эффективной контратаки ее стоило начинать до наступления холодов — времени, когда президент России Владимир Путин мог применить против Европы газовый шантаж.
Этот рассказ о подготовке к контрнаступлению базируется на интервью с несколькими американскими чиновниками и другими лицами, которые были осведомлены в тайных переговорах Вашингтона и Киева, и которые помогли украинскому командованию совершить контрнаступательные действия. Большинство из них, ввиду тайного характера консультаций, говорили на условиях анонимности.
Американские официальные лица пока предпочитают не давать оценок результатов контрнаступления, ожидая развития событий. Пока преимущество на стороне Киева.
Одним из основных моментов в процессе подготовки стали совместные военные учения украинских и американских военных, целью которых была проверка успешности потенциального широкомасштабного контрнаступления на юге Украины. Учения, о которых ранее сообщало CNN, продемонстрировали, что задуманное наступление не удастся. С этими результатами и оценками украинские военные вернулись к Главнокомандующему.
В учениях, которые должны были помочь украинским силам смоделировать ситуацию и понять, какие силы им нужно будет собрать, чтобы добиться успеха в разных сценариях, стало ясно, что определенные направления контрнаступления, вероятно, будут более успешными, чем остальные. Об этом по телефону рассказал заместитель главы Пентагона Колин Кол.
«Мы дали советы, а украинцы услышали их и приняли собственное решение», — сказал он.
Ставки были высоки. Украине нужно было продемонстрировать, что эта война не станет еще одним замороженным конфликтом и она способна вернуть себе территории как для усиления морального духа украинцев, так и для усиления поддержки Запада.
В течение августа по просьбе Украины официальные лица США усилили передачу разведданных о позициях российских войск, подсвечивая их слабые места. Разведка также показала, что даже если планы украинцев станут известны Кремлю, ему будет трудно быстро пополнить и усилить свое войско на северо-востоке Украины или перебросить войска с юга.
«Мы видели, что россияне фактически передислоцировали большинство своих подготовленных сил на юг, готовясь к другому контрнаступлению, которое начали украинцы. Поэтому у нас были основания считать, что из-за слабого морального состояния и давления со стороны украинцев некоторые участки армии РФ достаточно неустойчивы», — рассказал Кол.
Вместо одного большого наступления украинские военные предложили два. Первый, на Херсонском направлении, для достижения видимых результатов потребовал бы нескольких дней или недель. Второй планировался на Харьковском направлении.
Совместно с Британией и США Украина провела оценку нового плана, в очередной раз проведя анализ и смоделировав ситуацию. В этот раз официальные лица трех стран согласились, что это сработает.
Однако этот план, по словам офицера генерального штаба в Киеве, полностью зависел от объемов и темпов предоставления дополнительной военной помощи Соединенным Штатам.
К тому времени Украина уже использовала большую часть своих старых советских запасов оружия, а обучение обращению с новыми его типами в разгар войны — дело непростое. Впрочем, этот рискованный шаг оказался удачным. Для обеспечения наступления Киев получил в качестве помощи более 800 тысяч снарядов для 155-миллиметровой артиллерии. Только Соединенные Штаты выделили более 14,5 миллиарда долларов военной помощи с начала войны в феврале.
По словам украинского офицера, перед контрнаступлением Вооруженные силы Украины предоставили Соединенным Штатам подробный перечень вооружения, необходимого для успешного выполнения плана.
Специальное оружие, вроде высокомобильных артиллерийских ракетных систем HIMARS, оказало значительный эффект на поле боя. Каждая ракета со спутниковым управлением содержит боеголовку с более 90 кг взрывчатки. В последние недели украинские войска использовали их для уничтожения более 400 российских складов оружия, командных пунктов и других целей.
Недавно украинские войска поставили на истребители МиГ-29 советской разработки ракеты воздушного базирования HARM, предоставленные США, до сих пор этого не делала ни одна авиация. Таким образом, особенно эффективно ВСУ уничтожали российские радары.
«Мы видим реальные и вполне измеримые результаты использования Украиной этих систем», — рассказал генерал Милли на прошлой неделе на базе Рамштайн в Германии на встрече 50 стран, оказывающих Украине военную и гуманитарную помощь.
Украинские и американские официальные лица заявили, что объявление Пентагоном новых поставок оружия и боеприпасов еженедельно, или раз в две недели, придало уверенности руководству ВСУ в планировании комплексных наступательных действий.
«Важность западной военной поддержки заключается не только в конкретных системах вооружений, но и в гарантиях — украинцы уверенно могут планировать свои дальнейшие действия», — подчеркнул Джек Уотлинг, старший научный сотрудник Королевского института объединенных вооруженных сил в Лондоне, недавно вернувшийся из Украины.
В то время, как украинские солдаты продвигались в районы на северо-востоке в эти выходные, русское войско буквально развалилось. На некоторых участках близ Харькова русские войска просто сбежали с поля боя, оставив технику и боеприпасы.
Наступление на Херсон также не является пустыми словами, или простым запугиванием. Именно это заставило Москву отложить на неопределенный срок планируемый псевдореферендум по присоединению части Херсонской области к России.
Впрочем, как и ожидалось, контрнаступление на Херсонском направлении двигается медленнее, учитывая значительно большую, по сравнению с Харьковом, численность российских сил.
Наконец, украинские официальные лица считают, что для достижения долгосрочного успеха нужен дальнейший прогресс, в частности, возвращение под контроль Запорожской АЭС, отсечение российских сил в Мариуполе и выдавливание их в Херсоне на другой берег Днепра.
В настоящее время Россия ослаблена, ее военное руководство продемонстрировало некомпетентность и отсутствие надежных разведывательных данных. Командование и логистика по многим направлениям были уничтожены, поэтому в настоящее время Москва испытывает проблемы со снабжением своих войск, что дает Украине возможность в ближайшие недели закрепить успех, утверждают военные чиновники США.
Пока Украина имеет возможность отвоевать больше своих территорий на востоке, однако официальные лица США и Украины считают, что важнейшим направлением сегодня является юг.
«Вероятно, следующими целями являются Херсон и Запорожье. Мы увидим дальнейшие шаги ВСУ по достижению там прорыва в ближайшем будущем», — прогнозирует Майкл Кофман, директор по исследованиям России в научно-исследовательском институте обороны CNA.
Этот план, который начали обсуждать в середине лета, в значительной степени полагался на данные разведки США и высокотехнологичное оружие. Однако американские чиновники настаивают, что заслуга в успешном наступлении является в полной мере заслугой президента Зеленского и украинских военных, приведших относительно небольшие силы под Харьковом к существенной победе.
«Праздновать победу рано. Однако это достижение демонстрирует миру, что украинцы действительно способны проводить сложные наступательные операции», — подытожил Колин Кол.