UA / RU
Поддержать ZN.ua

Уроки санкций: как российская экономика избежала полной изоляции — Financial Times

Опыт с Россией — лучшая возможность отточить санкции как инструмент внешней политики.

Главный урок состоит в том, что добиться полной изоляции большой, сложной и глобально интегрированной экономики, хотя это дорого и сложно. Западным странам понадобился почти год, чтобы сократить закупки российской нефти и газа, а многие их корпорации по-прежнему активно торгуют с Россией.

Хотя к статистике Москвы следует относиться с большой осторожностью, два года спустя российская экономика, похоже, стабилизировалась. Но даже если последствия санкций оказались не столь катастрофическими, как предполагалось изначально, Россия потеряла из-за них около 170 миллиардов долларов экспортной прибыли и продемонстрировала гораздо более слабый рост по сравнению с другими экспортерами сырья, и ее среднесрочные перспективы нерадостны, сообщает Financial Times.

Читайте также: Российская экономика остается устойчивой, несмотря на санкции — Financial Times

Первый урок по этому опыту состоит в том, как Россия начала готовиться к очередному раунду санкций после применявшихся в 2014 году, так и Китай и другие страны вряд ли будут захвачены врасплох. За последнее десятилетие Россия уменьшила свою внешнюю уязвимость, проведя макроэкономические корректировки, похожие с жесточайшими программами МВФ. И Россия, и Китай внедрили свои внутренние платежные системы и активизировали усилия по цифровизации.

Поэтому когда российские банки были избирательно отключены от международной платежной системы SWIFT, они практически не почувствовали последствий. Прекращение обслуживания Visa и Mastercard задело только тех россиян, которые выехали за границу, а отечественные банки продолжали обслуживать эти карты.

Читайте также: Российская экономика рискует перегреться – британская разведка

Второй урок состоит в том, что последствия несоблюдения санкций должны быть достаточно сильны, чтобы повлиять на нарушителей. Уклонение от санкций — предполагаемая реакция для компаний, стремящихся на прибыльные рынки. Внедрение более жестких ограничений в сочетании с повышенной вероятностью выявления может существенно изменить их расчеты "риск — вознаграждение".

Третий урок состоит в том, что заручиться многосторонней поддержкой непросто, когда страна-мишень имеет значительное экономическое влияние. США, ЕС и союзникам с трудом удается вдохновить страны, для которых поведение Москвы в Украине не является неотложной политической проблемой, а торговля с Россией приносит прибыль.

Читайте также: The Economist: Экономика России сильно «перегревается» из-за войны против Украины

"Опыт с Россией — это бесценная возможность отточить санкции как инструмент внешней политики", — пишет издание.

Следует усовершенствовать систему экспортного контроля, особенно с учетом того, что Китай, похоже, помогает России обходить санкции. Необходимо возложить большую ответственность на корпорации, чтобы предотвратить продажу Россией нефти по ценам выше граничных и доступа к западным компонентам вооружений. Наконец финансовая отрасль, где США контролируют критически важные узлы, может сыграть вспомогательную роль по мере улучшения ситуации в других отраслях.