В середине апреля украинский транспортный гигант Ан-225 "Мрия"привез в Польшу из Китая несколько сотен тонн медицинской экипировки для борьбы с коронавирусом SARS-CoV-2, вызывающего заболевание COVID-19. Эти маски оказались слишком дорогими и ненадлежащего качества. Польская Gazeta Wyborcza рассказала о том, как украинская "Мрия" стала прикрытием для сомнительных операций между властями Польши и Китая, передает BBC.
Ан-225 на сегодня является самым большим, тяжелым и мощным транспортным самолетом в мире. Его максимальная взлетная масса составляет 640 тонн. Приземление такого самолета в варшавском аэропорту имени Шопена на фоне введенного жесткого карантина стало знаковым событием, которое аэропорт транслировал в режиме реального времени.
Самолет доставил в Польшу около семи миллионов медицинских масок, включая респираторы стандарта FFP2 и FFP3, которые должны защищать медицинский персонал от коронавируса, сотни тысяч комбинезонов и шлемов. В это время в Польше шла президентская компания. Самолет приехал встречать премьер-министр Матеуш Моравецки, который поблагодарил президента Анджея Дуду за личный вклад в борьбу с вирусом.
Но оказалось, что респираторы не были сертифицированы для использования в Евросоюзе, а сертификат качества, который предоставила для груза неназванная итальянская компания, не касался медицинского оборудования. В стране разразился скандал, который польская пресса называла "Операция Антонов".
Gazeta Wyborcza узнала, что 1,3 миллиона медицинских масок купили в Китае по два доллара за штуку, в то время, как нынешняя их цена вместе со скидками едва была 0,5 доллара. За весь груз, который в последствии оказался никому не нужным, заплатило правительство Польши. Wyborcza подчеркивает, что бизнес связи между странами продолжаются.
"Теперь все происходит по-тихому и без помпезности, сопровождавшей прилет "Мрии" 14 апреля. Очередная партия товара прибыла во Вроцлав неделю назад. На этот раз партию заказало Министерство обороны, а доставил ее Ан-124 "Руслан". Но сейчас уже никто не спешит брать за нее ответственность", - написала Wyborcza.