Последние попытки Вашингтона установить связь с Пхеньяном потерпели неудачу, в результате чего американские чиновники обращались к странам региона с просьбой помочь «надавить» на Северную Корею. Кроме того, ситуация обостряется, ведь в КНДР могут готовиться к проведению новых испытаний оружия, пишет The New York Times.
Завершая свой первый дипломатический тур на высоком уровне в Азии, администрация президента США Джо Байдена делает ставку на международные союзы в регионе, чтобы помочь остановить угрозу, которую представляют баллистические ракеты и ядерный потенциал КНДР. Но страна, которая, вероятно, наиболее эффективно может повлиять на Пхеньян - это Китай, президент Байден считает противником США.
После дипломатических встреч на высоком уровне на этой неделе в Южной Корее и Японии администрация Байдена оказалась в дипломатическом тупике, который в свое время беспокоил экс-президента Барака Обаму и заставил еще одного американского бывшего лидера Дональда Трампа заявить о своей приверженности к лидеру Северной Кореи Ким Чен Ыну .
Северная Корея продолжает разрабатывать свою систему вооружений, и международные чиновники заявили, что ее репрессивная внутренняя политика, которая включает наблюдение за собственным населением, пытки и лагеря, является нарушением прав человека. Последние попытки администрации Байдена открыть линию связи были отвергнуты Северной Кореей, поэтому США вынуждены обращаться к своим союзникам в регионе с просьбой помочь осуществить давление на Пхеньян.
«Что касается Северной Кореи, то важнейшие наши усилия касаются именно сотрудничества с партнерами и союзниками в регионе. Это одна из причин, почему мы здесь», - заявил госсекретарь США Энтони Блинкен журналистам после переговоров в Сеуле с министрами иностранных дел и обороны Южной Кореи.
По его словам, администрация Байдена тесно сотрудничает и консультируется с правительствами Южной Кореи, Японии и других союзных государств, "которые обеспокоены деятельностью Северной Кореи".
Но Китай является главным финансовым и политическим «партнером» Северной Кореи, и Блинкен признал, что Пекин "должен играть решающую роль" в любых дипломатических усилиях в политике относительно Пхеньяна. Он предположил, что Китай также обеспокоен ядерными и ракетными программами Северной Кореи.
"Китаю также было бы выгодно помочь справиться с этим. Поэтому мы надеемся, что Пекин будет играть свою роль в продвижении общих интересов в отношении Северной Кореи", - сказал Блинкен.
Смогут ли США привлечь Пекин к участию, станет более понятно только после переговоров, которые состоятся позже в четверг и в пятницу в штате Аляска, когда два высших дипломата Китая встретятся с Блинкеном и советником Белого дома по вопросам национальной безопасности Джейком Салливаном. Американские чиновники назвали переговоры плавным обменом политическими взглядами.
Как сдерживать Северную Корею, будет одним из вопросов, который будет влиять на отношения Китая и США. Это одна из немногих сфер, в которой американские чиновники считают, что могут сотрудничать с Пекином, но в то же время администрация Байдена продолжает противостоять военному экспансионизму Китая, его репрессиям против демократии и экономическому принуждению в Индо-Тихоокеанском регионе.
Ранее Блинкен описал Китай как "наибольший геополитический вызов для Америки XXI века", а администрация Байдена объявила о строгих предупреждениях и финансовых санкциях против Пекина в ответ на некоторые его агрессивные действия.
"Разумно пытаться заручиться поддержкой Китая, учитывая его политические и экономические отношения с Северной Кореей и общую ситуацию в регионе", - сказал Фрэнк Аум из Института мира США в Вашингтоне.
Но Фрэнк Аум также отметил, что Китай не контролирует ряд требований, выдвинутых Северной Кореей в обмен на разоружение, включая отмену американских санкций и прекращение совместных американо-южнокорейских военных учений.
Лидер Южной Кореи Мун Чжэ Ин хочет, чтобы США восстановили дипломатические переговоры с Северной Кореей и другими региональными государствами. Он неоднократно доказывал, что безъядерный Корейский полуостров возможен, настаивая на том, что Ким Чен Ын готов отказаться от оружия и сосредоточиться на экономическом росте, если Вашингтон обеспечит правильные стимулы.
После встречи с американскими дипломатами министр иностранных дел Южной Кореи Чун Эй Юн заявил, что надеется на "быстрое восстановление диалога" между Соединенными Штатами и Северной Кореей, добавив, что правительство в Сеуле будет продолжать поддерживать усилия Вашингтона по установлению дипломатического контакта с Пхеньяном.
Он также предположил, что прямой дипломатический подход Трампа обеспечил "основные принципы" относительно того, как достичь денуклеаризации и мира на Корейском полуострове.
"Наш опыт за последние три года показал, что настойчивое привлечение КНДР к тесному сотрудничеству между Южной Кореей и Соединенными Штатами может помочь решить ядерную проблему", - сказал Чун Эй Юн.
Прошло больше года, как Северная Корея непосредственно разговаривала с американскими чиновниками, сказал Блинкен в Токио. И встречи в Сеуле на этой неделе были первыми за последние пять лет между южнокорейскими министрами иностранных дел и обороны и их американскими коллегами.
В свое время Мун Чжэ Ин помог собрать Трампа и Ким Чен Ына на два саммита. Но после второго, в 2019 году, который внезапно закончился без договоренности о снятии американских санкций или темпах разоружения Северной Кореи, южнокорейский лидер пытался восстановить этот вопрос в переговорах.
Чиновники Северной Кореи отвергают попытки Вашингтона наладить диалог, "пока США не прекратят свою враждебную политику", заявила первый вице-министр иностранных дел страны Чое Сон Хуэй.
Чое Сон Хуэй назвала военные учения, которые Соединенные Штаты провели с Южной Кореей, и обсуждения в Вашингтоне введения дополнительных санкций против КНДР примерами этой вражды.
Северная Корея не проводила никаких испытаний оружия с момента запуска ракет малой дальности в марте прошлого года. Но во время военного парада в октябре она представила новую мощную межконтинентальную баллистическую ракету.
На заседании партии в январе Ким Чен Ын пообещал продолжать развивать ядерный потенциал своей страны, добавив, что она начнет развивать новые технологии и делать новые ядерные боеголовки.
Пхеньян внимательно следил за поездками Блинкена в Токио и Сеул, ища подсказки относительно подхода администрации Байдена. Ожидается, что Северная Корея после наблюдения за Вашингтоном решит, возобновлять ли испытания оружия и создавать новый цикл напряженности, чтобы получить рычаги влияния.
Блинкен заявил, что позиция США в отношении Северной Кореи будет включать сочетание вариантов регионального давления и потенциала для будущей дипломатии.
Фрэнк Аум из Института мира США заявил, что политика администрации Байдена может включать в себя давление на Китай, чтобы он делал больше для сдерживания Северной Кореи.
Пекин в основном призывал Северную Корею и Соединенные Штаты самостоятельно решить проблемы, хотя китайские власти также выступали за снятие санкций и остановку американских военных учений с Сеулом в обмен на замораживание Пхеньяном ядерных и ракетных испытаний.
"Все стороны должны работать вместе для поддержания мира и стабильности на Корейском полуострове. Китай будет продолжать играть конструктивную роль в этом процессе", - заявил пресс-секретарь Министерства иностранных дел Китая Чжао Лицзян.
Президент Джо Байден унаследовал от своего предшественника затяжную, но до сих пор нерешенную северокорейскую проблему.
Шоу-дипломатия, выбранная Дональдом Трампом в отношениях с лидером КНДР, не приблизила две страны к денуклеаризации Корейского полуострова, а стала для Ким Чен Ына хорошим трамплином для выхода на международную арену. И хотя саммит в Ханое стал для него глубоким разочарованием, а подыгрывание Трампу в демонстрации «хороших межличностных отношений» так и не обернулось хотя бы частичным снятием санкций взамен на отдельные уступки в реализации ядерной программы, свои выводы северокорейский лидер сделал.
Подробнее о том, сможет ли Джо Байден решить проблему Северной Кореи, читайте в статье Наталии Бутырской «Игра по правилам» в ZN.UA.