UA / RU
Поддержать ZN.ua

Угроза войны между большими государствами вернулась - The Economist

Уже в этом году может вспыхнуть война на Корейском полуострове, в которой будут участвовать США и Китай.

За последние 25 лет войны отобрали жизнь у слишком большого количества людей. Гражданские и религиозные конфликты разразились в 3, Центральной Африке, Афганистане и Ираке.

Но сокрушительная схватка между крупнейшими государствами мира до этого времени оставалась немыслимой. Теперь это не так, пишет The Economist.

Недавно Пентагон обнародовал новую стратегию национальной обороны, в которой Китай и Россия поставлены в списке главных угроз для Америки выше, чем исламские террористы. Также в Великобритании глава Генерального штаба Вооруженных сил предостерег от возможной атаки со стороны России. Более того, Америка и КНДР сейчас чрезвычайно близки к началу конфликта, в который может быть втянут и Китай. Война с Пхеньяном может также перерасти в ядерную катастрофу.

Издание отмечает, что долгосрочные сдвиги в геополитике и распространение новейших технологий размывают чрезвычайное военное преимущество, которым Америка и ее союзники пользовались все это время. Конфликты таких масштабов и интенсивности, которых не было со времен Второй мировой войны, теперь снова возможны. И мир к ним не готов.

Самой большой угрозой The Economist называет возможное начало войны на Корейском полуострове уже в этом году. Президент США Дональд Трамп пообещал не позволить режиму Ким Чен Ына разработать ядерное оружие, способное ударить по американской территории. Впрочем, недавние северокорейские запуски баллистических ракет указывают на то, что такое оружие у Пхеньяна будет уже за считанные месяцы. В своих планах на случай чрезвычайных ситуаций Пентагон исключает предупредительный удар по ядерным объектам Северной Кореи. Но несмотря на низкую уверенность успеха такого удара, такой сценарий тоже должен быть подготовлен на случай, если президент США отдаст соответствующий приказ.

Даже ограниченная атака может повлечь полномасштабную войну. Аналитики указывают на то, что артиллерия КНДР может обстрелять Сеул. Дроны, субмарины и диверсанты могут развернуть биологическое и химическое оружие. Десятки тысяч людей погибнет. А если будет применено ядерное оружие - то еще больше.

Издание убеждено, что было бы лучше максимально сдерживать КНДР, если дипломатические усилия провалятся. Но война все равно не исключена. Трамп и его советники могут решить, что ядерный Пхеньян слишком безрозсуден и может допустить распространение опасного оружия. Поэтому лучше рискнуть войной на Корейском полуострове сегодня, чем иметь дело с ядерным ударом на американской территории завтра.

Даже если Китай останется стоять в стороне второй Корейской войны, и он, и Россия вступают в возобновленную гонку против Запада. С их амбициями будет еще труднее справиться, чем с северокорейскими. Три десятилетия беспрецедентного экономического роста дали Китаю богатство, помогли модернизировать армию и дали китайским лидерам ощущение, что их время пришло.

Россия же пытается заявить о себе сейчас, потому что в долгосрочной перспективе она придет в упадок. Ее лидеры приложили больших усилий, чтобы восстановить в России жесткую вертикаль власти, и теперь готовы идти на риск, чтобы доказать свое право сидеть за столом.

Ни Китай, ни Россия не хотят прямого военного конфликта с Америкой, в котором они, безусловного, проиграют. Но они используют свою силу в другой способ, в частности в так называемой "серой зоне", где агрессия и подрывная деятельность не вызовет начала войны с Западом. В Украине Россия использовала военные силы, дезинформацию, инфильтрацию, кибервойну и экономический шантаж в такой способ, с которым демократические общества не знают, как справиться. Китай более осторожен. Но он уже оккупировал рифы и мели в спорных водах.

Если Америка сознательно или из-за отсутствия политического консенсуса позволит Китаю и России установить региональные гегемонии, они расценят это как "зеленый свет" для продвижения своих интересов с помощью грубой силы. Последний раз, когда страны попытались так поступить, началась Первая мировая война.

Ядерные арсеналы, которые были гарантией стабильности с 1945 года, усиливают опасность. Их командно-контрольные системы становятся уязвимыми перед кибератаками или методами "ослепления" спутников, от которых они зависят.

Ранее издание Washington Post писало, что ядерная доктрина Трампа может приблизить ядерную войну с Россией. От политики Обамы доктрина Трампа отступает в части, где говорится о сокращении роли ядерного арсенала в оборонной политике США. Как и предыдущий президент, Трамп допускает применение ядерного оружия только "в экстремальных обстоятельствах". Но нынешний американский лидер определяет ключевую роль ядерного арсенала в сдерживании угроз, что отражает план развивать новые возможности для противостояния России в Европе.

Ранее издание The Times писало со ссылкой на отчет Chatham House, что кибератака может стать причиной ядерной войны. Кибернетически уязвимые места в структурах ядерных вооружений составляют целый ряд опасностей и рисков. В лучшем случае цифровая незащищенность систем ядерных вооружений может подорвать веру и уверенность в военном потенциале и инфраструктуре ядерного оружия.

The Guardian писало, что США разрабатывают новую ядерную боеголовку для сдерживания РФ в Восточной Европе. Новая ядерная доктрина Пентагона будет представлена в конце января.