На прошлой неделе Европейская комиссия отклонила поданный новым правительством Италии бюджет на 2019 год. Вице-президент ЕК Валдис Домбровскис заявил, что другого выхода не было. Предполагаемый дефицит бюджета Италии в 2.4% ВВП слишком велик, чтобы обеспечить сокращение задолженности страны, которое необходимо согласно Пакту стабильности и роста. Это решение не несет прямых экономических проблем, но имеет огромные политические последствия, пишет The New York Times.
Решение знаменует резкое возрастание политической напряженности между Италией и остальной Европой, которая может привести к выходу Италии из еврозоны. Эскалация конфликта между ЕС и Италией связана с краткосрочными политическими интересами обеих сторон, но противоречит их планам в долгосрочной перспективе. Как так вышло, что отношения сторон опустились до настолько низкой точки?
Италия уже долго находится в экономическом спаде. Показатель дохода на душу населения не растет около 25 лет. Почти 200 тысяч человек, преимущественно молодые и образованные, ежегодно покидают страну, что является серьезной проблемой в сочетании со стареющим населением - в Италии поразительно высокая доля граждан в возрасте 65 лет и старше. Огромное долговое бремя затрудняет финансирование даже базовых инвестиций в инфраструктуру.
Корень экономических проблем Италии, в основном, лежит в ее собственных решениях. Но ситуация усугубилась из-за правил ЕС (или их отсутствия). Без внутреннего центрального банка рынок векселей казначейства Италии склонен к панике. Итальянские банки, у которых нет надежной системы страхования депозитов, сталкиваются с таким же риском. Спустя два года после кризиса 2008-2009 годов в Италии произошел болезненный спад экономики, полностью обусловленный этими проблемами, которые находятся вне ее контроля.
Разозленные отсутствием доходов и высоким уровнем неопределенности, в марте прошлого года итальянцы проголосовали за две партии - "Движение "5 звезд" и "Лигу", которые обещали изменения, особенно в отношениях между Италией и Европейским союзом. Однако партнеры Италии из ЕС не проявили интереса к изменению отношений. Все видят недостатки существующей системы, но проблема в том, что предоставление Италии уступок стало бы политическим самоубийством ЕС. Возникает вопрос: комиссия раньше огибала бюджетные правила. Почему она так нетерпима к итальянскому правительству?
Существуют оптимистичные и циничные предположения относительно причин отказа комиссии. Суть оптимистичного в том, что комиссии пришлось агрессивно вмешиваться, чтобы сохранить свою репутацию, потому что итальянское правительство издевалось над бюджетом. Экономическое обоснование более крупного дефицита бюджета Италии выглядело скорее как преднамеренная провокация и создание повода для войны с европейскими чиновниками. Однако, если бы это было так, у комиссии не было смысла вестись на нее.
Более циничная точка зрения заключается в том, что комиссия играет в игру национальной политики, сталкивая одну нацию против другой, даже ценой долговременного благополучия Европейского Союза. Президент Франции Эммануэль Макрон и канцлер Германии Ангела Меркель, теряя популярность среди своих избирателей, любят обвинять "внешнего злодея" в лице нового итальянского правительства.
В интервью немецкой газете Меркель заявила, что солидарность между членами еврозоны не должна превращать Европейский Союз в "союз долгов". Макрон в свою очередь сказал, что лидер партии "Лига" Маттео Сальвини был прав, считая его своим главным оппонентом. Но Меркель и Макрон, безусловно, не превзошли в обвинениях новое итальянское правительство, которое обожает перекладывать ответственность на Европу за проблемы Италии.
Если европейские комиссары на самом деле заботятся о будущем Европы так, как они утверждают, им необходимо приложить все усилия, чтобы итальянское правительство утвердило разумный бюджетный план, в котором соблюден баланс между предотвращением роста долга и требованиями итальянского населения к его правительству.
Лучший способ предотвратить распространение худшей формы популизма - что отвечает интересам как комиссаров ЕС, так и итальянских граждан - это признать и рассмотреть жалобы, которые значительная часть населения высказала при избрании нового итальянского правительства.
Урок, который был вынесен после 1930-х годов в Германии, это то, что когда непримиримая группа наций пытается унизить страну, у которой есть займы, за плохую политику - последствия могут быть катастрофическими. Было бы непростительной трагедией, если бы ЕС повторил ту же ошибку с Италией сегодня.