UA / RU
Поддержать ZN.ua

У Байдена серьезная проблема с доверием в Азии – Foreign Policy

Союзники США почувствовали себя комфортно при Трампе и его жестком подходе к Китаю и обеспокоены возможной победой Байдена.

Бывший высокопоставленный сингапурский дипломат Билахари Каусикан известен своей откровенностью. Но его недавние комментарии о советнике Администрации Барака Обамы по национальной безопасности Сьюзан Райс стали еще более резкими, чем обычно. "Райс была бы катастрофой", - написал он на Facebook в августе, когда кандидат в президенты от Демократической партии Джо Байден, как сообщается, рассматривал Райс в качестве кандидата в вице-президенты. Каусикан назвал Райс  (вероятного кандидата на пост госсекретаря или министра обороны в случае победы Байдена) человека, с плохим видением КНР. "Она была в числе тех, кто считал, что Соединенным Штатам следует считать, что необходимо усилить конкуренцию, чтобы заставить Китай сотрудничать в борьбе с климатическими изменениями, что является фундаментальным недопониманием характера международных отношений". Его предсказание в случае победы Байдена: "Мы оглянемся на Трампа с ностальгией", пишет Джеймс Крабтри для Foreign Policy.

Автор отмечает, что если острые взгляды дипломата характеризовали его как интеллектуала в Азии, то это дело совершенно другое. В той степени, которая удивит многих в Вашингтоне, друзья США в регионе беспокоятся о победе в Байдене, и это имеет еще большее значение для таких жизненно важных партнеров, как Япония и Индия. В Соединенных Штатах критики Трампа как слева, так и справа находят его оскорбительным и отчаявшимся от его политики, и полагают, что любой правоверный иностранец тоже так считает. Возможно, так происходит во многих странах Европы, но не во многих странах Азии. Официальные лица в Токио, Тайбэе, Нью-Дели, Сингапуре и других столицах относительно уютно уживаются с Трампом и его жестким подходом к Китаю. Перспектива байденского президентства, напротив, навевает неприятные воспоминания об эпохе Обамы, которую многие в Азии вспоминают как разрозненную и мягкую по отношению к Пекину. Правильно ли это воспоминание или нет - не в этом дело. У Байдена есть проблема с доверием в Азии, и она может оказаться трудноразрешимой, пишет Крабтри.

В своей речи на съезде демократов Байден назвал четыре приоритета для своей администрации, включая решение проблемы ковида и продвижение расовой справедливости. Управление Китаем, жизненно важной проблемой среди азиатской внешнеполитической элиты, не было этом списке. 

Подобное упущение можно заметить, например, в Токио, где в апрельской статье в American Interest были хорошо отражены взгляды Японии на Трампа. Эссе "Добродетели китайской стратегии конфронтации" написал анонимный сотрудник японского МИДа. Оно получилось злобным по отношению к китайской политики эпохи Обамы, чья "приоритетная миссия всегда заключалась в том, чтобы взаимодействовать с Китаем", а не конкурировать с ним. Политика Трампа была несовершенной, утверждал автор, но его более решительный подход к Пекину приветствуется в Токио. "Хотим ли мы, если возможно, вернуться в мир до Трампа?" спросил японский чиновник. "Для многих лиц, принимающих решения в Токио, ответ, вероятно, "нет", потому что плохо реализованная, но принципиально правильная стратегия [при Трампе] лучше, чем хорошо реализованная, но двусмысленная стратегия [при Обаме]".

Справедливости ради стоит сказать, что анонимная статья представляет собой всего лишь один штамм мышления в Токио. Но ее публикация почти наверняка требует официального одобрения МИДа, что позволяет предположить, что она отражает точку зрения многих высокопоставленных чиновников. И она перекликается с тем, что говорили за кулисами в Японии еще в конце 2019 года. Тогда высокопоставленные чиновники и аналитики по иностранным делам казались удивительно оптимистичными в отношении того, что будет означать еще один термин Трампа. Избрание Байдена, напротив, рискнуло бы вернуться к подходу, который многие характеризовали как отсутствие политической воли к управлению и сдерживанию Китая.

Подобная линия мышления скрывается и в Нью-Дели. Выступая в прошлом году, министр иностранных дел Индии Субрахманям Джейшанкар оттолкнул от себя тех, кто считал, что Трамп нанес ущерб связям с Индией. "То, что я видел с Трампом за последние два-три года, вовсе не было традиционной американской линией", - сказал он. "На самом деле, у вас есть большие смелые решительные шаги в некоторых областях политики". 

По мере того как он борется с быстро ухудшающимися китайско-индийскими отношениями, Нью-Дели, скорее всего, будет все больше ценить хаотичную, но сильную антикитайскую политику Трампа. По крайней мере, приход Байдена может осложнить стратегическое положение Индии, как недавно утверждал комментатор по иностранным делам Раджа Мохан, предсказывая, что Байден будет менее конфронтационен с Китаем и покончит со снисходительным подходом Трампа к России. "Новые напряжения в отношениях между США и Россией и китайско-американское сближение при Байдене, несомненно, осложнят отношения с великой державой Индией", - написал он.

Аналогичные опасения вызывает Тайвань, где внешнеполитические чиновники по вполне понятным причинам чувствительны к изменениям в политике США в отношении Китая, и где в ходе недавнего визита министра здравоохранения и социальных служб США Алекса Азара было подчеркнуто углубление связей с Вашингтоном. "Тайвань извлек выгоду во время первого срока правления Трампа", - сказал вице-председатель Global Taiw Чи-тин Йе. Он добавил, что многие на Тайване поддержат "нынешний курс против непроверенных предвыборных обещаний".

Кампания Байдена не согласится азиатскими партнерами. Во многом они будут правы. Вторая администрация Трампа, вероятно, нанесет значительный ущерб региону, от его пренебрежительного и трансакционного подхода к существующим американским союзам до небольшого, но растущего риска дестабилизирующего военного конфликта с самим Китаем. Верно также и то, что сомнения в отношении Байдена далеко не универсальны. Многие в регионе приветствуют менее конфронтационный период американской дипломатии и надеются на новый период примирения.

 "Обе державы должны выработать modus vivendi (латинская фраза, означающая согласие сторон сосуществовать с разными взглядами на определенный объект несогласия – ред.), который будет конкурентоспособным в одних областях, не позволяя соперничеству отравить сотрудничество в других  - перспектива, более вероятная при Байдене, чем при Трампе", - недавно писал премьер-министр Сингапура Ли Сянь Лун.

Более того, Байден уже сформулировал более жесткую политику в отношении Китая, чем Обама. Он назвал лидера Китая Си Цзиньпина "бандитом" на одних из президентских дебатов в начале этого года. В другом выступлении он изобразил Китай "авторитарной диктатурой". Как и большинство американских политических лидеров, он давно отказался от идеи о том, что Китай можно изменить, утверждая вместо этого, что Соединенные Штаты должны конкурировать со своим азиатским соперником. 

Его кампания также отправляла более тонкие сигналы азиатской аудитории, не в последнюю очередь, обратившись к Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Кампания намекала, что Байден будет выступать за участие в региональных встречах, которые так часто пропускает Трамп. 

"АСЕАН необходима для решения таких серьезных проблем, как изменение климата и глобальное здравохранение", - написал недавно в Twitter Энтони Блинкен, один из старших советников Байдена. "Президент Байден приедет и привлечет АСЕАН к решению критических вопросов".

И все же, несмотря на то, что Байден и его команда продвигают этот более жесткий антикитайский тон, они сталкиваются с несколькими дилеммами. Первая касается прав человека. Байден сделал этот вопрос центральным в более жестком подходе к Пекину, часто подчеркивая ужасное положение миллионов этнических мусульман-уйгуров в Синьцзяне. "Я поставлю ценности в центр американской внешней политики", - сказал он в жестко сформулированном заявлении, которое также было посвящено Тибету. Это может быть привлекательным для американских прогрессистов, но в Азии это сопровождается менее удачным подтекстом Вашингтона.

Затем возникает вторая проблема, связанная с противоречивыми приоритетами, наиболее очевидной из которых является проблема изменения климата. 

"Соединенным Штатам действительно нужно быть жесткими с Китаем", - писал недавно Байден. "Наиболее эффективным способом решения этой проблемы является создание единого фронта союзников и партнеров США для борьбы со злоупотреблениями и нарушениями прав человека со стороны Китая, даже в то время, когда мы стремимся сотрудничать с Пекином по вопросам, в которых сходятся наши интересы, таким как изменение климата". 

Учитывая вызывающее тревогу отсутствие интереса к вопросам климата, эта напряженность никогда не беспокоила Трампа. Байден не может не хотеть этого, и находится под огромным давлением, чтобы добиться прогресса от своей собственной партии. Любая надежда на это, однако, требует взаимодействия с Китаем как крупнейшим в мире производителем углекислого газа и загрязнителя воздуха на планете. Для таких критиков, как Каусикан, именно это изменение баланса вопросов предполагает, что Байден может вернуться к тому, что он назвал кашеобразной смесью приоритетов Обамы.