UA / RU
Поддержать ZN.ua

У Байдена остается мало времени на восстановление ядерной сделки с Ираном — The Guardian

Сторонники жесткой политики выступают против дипломатических инициатив Байдена в отношении Ирана.

Иран и Израиль имеют много общего, даже несмотря на то, что страны являются «заклятыми врагами». Они являются региональными государствами, которые пытаются проектировать собственные интересы за пределами своих границ. Иран и Израиль не слишком позитивно настроены относительно изменения политики США. Обе страны имеют секретные ядерные программы, кроме того, в обоих государствах скоро состоятся национальные выборы - в Израиле в следующем месяце, в Иране в июне, и эти выборы будут решать дальнейшее направление политики стран. Иран частично пошел на уступки МАГАТЭ, пообещав пускать инспекторов на атомные объекты, но у нового президента США Джо Байдена остается мало времени на восстановление ядерной сделки, пишет британская газета The Guardian.

Борьба против предполагаемых попыток Ирана по созданию собственного ядерного оружия продолжается так долго, что реальная опасность часто недооценивается. Однако ближайшие дни являются решающими. Иран все еще требует смягчения односторонних санкций США, которые ввел предшественник Байдена Дональд Трамп.

Джо Байден говорит, что хочет спасти ядерную сделку. Лидер Ирана Хассан Рухани предложил провести переговоры. Но каждая сторона настаивает на том, чтобы другая сделала первый шаг.

Эскалация кризиса вызвала шквал дипломатической деятельности в последние дни, привлекая Германию и Катар, которые выступают посредниками. Что самое важное, США приняли приглашение ЕС присоединиться к переговорам с Ираном по возврату к взаимному соблюдению соглашения. Министерство иностранных дел Ирана придерживается своей прежней позиции о том, что все санкции должны быть отменены.

Однако некоторые влиятельные силы с обеих сторон делают все возможное, чтобы соглашение окончательно развалилось. В Иране некоторые «радикально настроенные» члены Меджлиса (парламента) и кандидаты, ориентированные на июньские выборы, выступают против любого сближения с Америкой.

Они включают и ведущего кандидата в президенты Хоссейна Дегана. Как известно, он поддерживает ультраконсервативного верховного лидера Ирана Али Хаменеи, который против сближения с США. Деган обвиняет Байдена в недобросовестности.

"Мы все еще видим ту же политику, как и в команде Трампа: отказ отменить санкции против иранского народа", - сказал он.

Такой скептицизм отражает недоверие и страх перед очередным ударом ножа в спину по стилю Трампа. Но это также результат расчета, предполагает аналитик Саид Джафари.

"Победа Байдена стала большим разочарованием для жестких политических сил Ирана, которые стремятся подорвать последние усилия Рухани по сохранению ядерной сделки. Они могут попытаться сорвать любые переговоры. Они надеялись, что переизбрание Трампа поможет им отстранить реформистских и умеренных кандидатов на выборах. Сейчас консервативные силы принимают все меры, чтобы проложить путь к власти экстремистскому кандидату ... Они делают все возможное, чтобы предотвратить возрождение соглашения", - считает Саид Джафари.

Кроме того, даже в Израиле есть политические силы, выступающие против возобновления ядерной сделки. Учитывая то, что в стране уже совсем скоро состоятся выборы, израильский премьер-министр и близкий союзник Трампа Беньямин Нетаньяху борется за свою политическую жизнь. Нетаньяху призвал Трампа отказаться от пакта, даже когда Израиль расширил собственные ядерные мощности. Он не поддерживает восстановление соглашения.

Позиция Нетаньяху не является противоречивой в Израиле, где Иран рассматривается как экзистенциальная угроза. Кроме того, Нетаньяху не слишком дружелюбно относится к Демократической партии США. Демократы не простили израильскому лидеру подрыва миротворческих усилий бывшего американского президента Барака Обамы. Байден не случайно ждал почти месяц после вступления на пост президента, прежде чем позвонить Нетаньяху на прошлой неделе. Вполне вероятно, что Белый дом тайно надеется, что Нетаньяху проиграет на выборах.

Однако израильские жесткие политические силы имеют много сторонников в Вашингтоне. Американский неоконсерватор Эллиот Абрамс - один из них. Он призывает к бескомпромиссной "политике сдерживания" и покорения Ирана, подкрепляя все это вооруженной силой при необходимости. Предложение Байдена по дипломатическим переговорам вызвало критику со стороны некоторых политиков в США.

Была критика и по поводу назначения Байденом сторонника дипломатии Роберта Мелли как ответственного за отношения с Ираном. Среди части американских политиков присутствует беспокойство и потому, что умышленное дистанцирование Байдена от саудовского принца Мохаммеда бен Салмана, близкого союзника Трампа и Нетаньяху, станет еще одним опасным подарком для Ирана.

На прошлой неделе ракетная атака на военную базу на севере Ирака и удары беспилотных летательных аппаратов повстанцев хусит по Саудовской Аравии стали доказательством того, что Иран и его союзные ополченцы не остановят свои региональные игры за власть, по мнению сторонников жесткой политики. Они считают, что Байден наивный, если рассчитывает на благосклонность Ирана к любому дипломатическому урегулированию. К дополнительным препятствиям на пути прогресса принадлежит желание Вашингтона расширить будущие переговоры, включая баллистические ракеты Ирана, военное присутствие в Сирии и поддержку шиитских ополчений в Ливане и других странах. В таком случае в переговоры могут захотеть вмешаться Китай и Россия.

Политика максимального давления Трампа провалилась. Стратегия Трампа не смягчила региональной напряженности и не уменьшила количество атак со стороны «доверенных лиц Ирана», а лишь обострила ситуацию. Санкции нанесли ущерб иранцам, но не уничтожили режим и не изменили его поведение. Сейчас Иран ближе к получению ядерного оружия, чем в 2016 году.

Попытки Байдена преодолеть этот тупик и найти дипломатическое решение - при поддержке Великобритании, Германии и Франции - правильный путь. Но слов может быть недостаточно. Времени мало. Возможно, Байдену придется смягчить некоторые санкции в знак «добросовестности», чтобы показать свою мирную позицию. Демонстрация мирной настроенности может быть единственным способом остановить увеличение военной напряженности в Иране, резюмирует издание.

Читайте также: Байден должен быть осторожным в отношении Ирана — Bloomberg

В январе прошлого года власти Ирана объявили о пятом, окончательном шаге отхода от ядерного соглашения. СВПД был подписан Ираном и шестью другими участниками соглашения в 2015 году, но в 2018 году президент США Дональд Трамп объявил о выходе из него и восстановлении жестких экономических санкций против Ирана. В связи с этим Тегеран начал поэтапное сокращение своих обязательство по СВПД.

Лидеры государств Европейского Союза высказались за сохранение ядерной сделки с Ираном. Президент Ирана Хасанн Рухани потребовал отмены американских санкций для этого.

Подробнее о том, почему Иран повышает ядерные ставки, читайте в статье Алексея Ижака "Уран и санкции".