UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Telegraph: Путин хочет извлечь пользу из войны между ХАМАС и Израилем, но он больше потеряет

Какие бы краткосрочные выгоды Москва не получила от кризиса на Ближнем Востоке, они будут омрачены ее утраченным влиянием.

Никого не должно удивлять, что Путин пытается воспользоваться войной между Израилем и ХАМАСом. Только на этой неделе он звонил премьер-министру Израилю Биньямину Нетаньяху, президенту Палестинской автономии Махмуду Аббасу и лидерам Египта, Сирии и Ирана, утверждая, что хочет помочь переговорам о прекращении огня.

«Человек, ответственный за пролитие огромного количества крови по всему миру, и особенно в Украине, теперь говорит: «Сейчас важно остановить кровопролитие». Однако, если российский президент думает, что его вмешательство что-то изменит, он обманывает себя», – пишет в статье для The Telegraph полковник армии Великобритании в отставке Ричард Кэмп.

По его мнению, идея о том, что Москва может сохранить значительное влияние на Ближнем Востоке – это фарс. Любая репутация, которую она имела в качестве глобальной силы, была разрушена в Украине. И на этой неделе появилось еще больше причин так считать.

Во вторник неожиданный ракетный удар Киева по российским аэродромам в оккупированных Бердянске и Луганске, нанесенный дальнобойными ракетами ATACMS, заставил российские войска отступить. Некоторые называют этот эпизод наиболее значимым ударом Украины за последние месяцы. По сообщениям, россияне понесли значительные потери и будут вынуждены перебазировать авиационные средства дальше линии фронта, что нанесет им оперативный ущерб, а также станет публичным унижением. В районе Купянска, между тем, украинские силы, похоже, остановили значительное российское наступление, которое Москва готовила несколько недель, снова надеясь на миниатюрный блицкриг.

Хотя силы Путина адаптировались и увеличились с прошлой осени, следует повторить, что его армия остается в ужасном положении спустя 18 месяцев после провала запланированной трехнедельной кампании. Россия все еще сильно ограничена как в экономическом, так и в военном плане, и имеет ограниченную свободу действий вне своей всепоглощающей войны.

Читайте также: WP: Путин помогает ХАМАСу, чтобы навредить Западу

«Страны Ближнего Востока, которые когда-то были поражены российской доблестью или хотя бы иллюзией о ее существовании, восприняли неспособность Москвы покорить значительно менее мощное государство и ее сопутствующее унижение на поле боя как признак упадка его могущества. К примеру, в Сирии, где Путин когда-то имел большое влияние после поддержки ужасного диктатора Башара Асада, Россия теряет свои позиции, не в последнюю очередь из-за того, что ей пришлось перебросить часть своих сил в Украину», - пишет Кемп.

Группа "Вагнера", игравшая важную роль в российских военных потугах, была в значительной степени кастрирована после того, как ее покойный лидер Евгений Пригожин поднял мятеж против Кремля. Растущее влияние Китая также помогло взорвать значение Москвы, а ее тесные отношения с Ираном были восприняты многими арабскими странами с подозрением. Что бы ни хотел Путин, идея о том, что Россия все еще может влиять на ситуацию на Ближнем Востоке, уже не имеет никакого обоснования.

Тем не менее, не исключено, что Путин рассматривает события в Израиле как отличную возможность вырвать победу из пасти поражения. Безусловно, есть свидетельство того, что в краткосрочной перспективе он окажется чистым бенефициаром кровавой бойни, организованной ХАМАСом, и разразившейся после нее войны. Внимание американцев резко переключилось с Украины на Ближний Восток. Кемп допускает, что вполне возможно это необходимо в нынешней взрывоопасной ситуации, но многие считают, что это сработает в пользу России.

Кроме того, Путин будет наслаждаться еще одной внешнеполитической дилеммой для президента Джо Байдена по мере приближающегося избирательного сезона.

«Если Америка будет пытаться сдерживать Израиль, ведущий, по ее мнению, жесточайшую войну с момента своего основания в 1948 году, это будет крайне непопулярно среди определенных слоев американского электората. В то же время, поддержка Израиля вызовет острую критику со стороны других», – объясняет британский военный.

Читайте также: ХАМАС и Хезболла начали "тесно координировать" атаки на Израиль 

К большой радости Москвы, мечта Байдена о соглашении между Израилем и Саудовской Аравией и его электоральной позиции миротворца также лежит в руинах. Но все это может показаться пустяками, если «Хезболла» еще больше усугубит свои нападения на Израиль из Ливана и Сирии, втягивая Запад в длительную войну на несколько фронтов, что может включать прямую конфронтацию с Ираном. Тогда все ставки будут сделаны.

Совершенно не исключено, что Путин предусматривал преимущество в дестабилизации региона и поощрял своего союзника и поставщика оружия Иран подтолкнуть к насилию своих марионеток: ХАМАС и «Исламский джихад» в Газе и «Хезболлу» в Ливане. Но то, что могло показаться стратегическим гением, выглядит так, будто это может закончиться еще одной геополитической катастрофой для России. Если Тегеран и Москва координировали свои действия, особенно в Сирии и Ираке, в рамках совместных усилий, направленных на вытеснение Вашингтона из региона, это серьезно обернулось против них.

Американские авианосные ударные группы сейчас курсируют по Средиземному морю, хотя США неохотно настроены вновь участвовать в событиях в регионе после выхода из него во времена Барака Обамы. Если уж на то пошло, то сейчас, когда Запад сплотился вокруг Израиля, Россия стала еще большим аутсайдером, чем раньше.

Читайте также: AP: ХАМАС использовал оружие из Северной Кореи во время атаки против Израиля

«Россия уже давно имеет токсическое влияние на Ближнем Востоке, но – как и в случае с Украиной – сейчас она получила больше, чем рассчитывала. Она может сколько угодно делать вид, что остается большим игроком в нынешних событиях, но на самом деле она не способна повлиять на произошедшее. Если Москва рассматривает этот кризис как средство для победы в войне в Украине, то это несбыточная мечта, такая, которую может придумать лишь отчаянный диктатор», – считает британский военный.