Диктатор Северной Кореи Ким Чен Ын может в скором времени посетить Россию, чтобы встретиться с Владимиром Путиным. Вероятно, они обсудят поставки северокорейского оружия для продолжения войны Кремля против Украины. Такие новости указывают на достаточно заметную трансформацию отношений между Россией и КНДР.
Во время Холодной войны Пхеньян был ключевым союзником Москвы в Северо-Восточной Азии. Но тогда корейцы с Севера были, в лучшем случае, бедными просителями могущественной сверхдержавы. Сегодня же «королевство-отшельник» Кима стоит высоко и гордо, являясь партнером России в преступлениях, – пишет в статье для The Guardian профессор Центра Генри Киссинджер в Школе передовых международных исследований Джона Гопкинса Сергей Радченко.
«Взаимодействие Путина с Северной Кореей такое же давнее, как и его президентство. Но эти отношения были в целом более экзотическими, чем практическими. Настоящим другом России была Южная Корея, постоянно входившая в топ-10 торговых партнеров с объемом торговли на уровне почти 30 миллиардов долларов в 2021 году», – замечает автор.
Северная Корея никогда не была привлекательным партнером, и на нее распространялись жесткие ограничительные санкции, которые Россия помогла ввести как постоянный член Совета Безопасности ООН. И до вторжения в Украину Кремль строго соблюдал эти санкции.
Но сейчас все поменялось. В мае 2022 года произошло событие, которое может стать предвестником конца режима санкций против Северной Кореи. Россия (и Китай) наложили вето на резолюцию Совета Безопасности ООН, которая должна была наказать Пхеньян за очередной раунд ракетных испытаний.
В июле 2022 года Пхеньян признал оккупированные Россией марионеточные «республики» на украинском Донбассе. Затем, в июле этого года, российский министр обороны Сергей Шойгу прибыл в Пхеньян с беспрецедентным визитом. Ким Че Ын с гордостью показывал ему новые образцы северокорейского вооружения. Так возникли новые отношения.
«Желание России получить северокорейское оружие и боеприпасы (равно как и покупка Кремлем иранских беспилотников) свидетельствуют о высокой степени отчаяния в Кремле. После того, как украинцы доказали, что хваленая российская военная машина - это нечто вроде бумажного тигра, для Кремля унизительно покупать оружие в таких местах, как Северная Корея, которая и в лучшие времена была униженным государством-клиентом. Существуют также важные практические соображения, которые Путин должен взвесить, прежде чем обнять Кима», – пишет Радченко.
Во-первых, нарушение режима санкций против КНДР, который Россия годами помогала строить - это, пожалуй, самое малое препятствие для Путина. Теперь, когда Россия сама стала государством-парией, на которую наложены широкие западные санкции, вполне логично, что Кремль может обратиться к своим коллегам. Конечно, можно возразить, что демонтаж режима санкций похоронит все надежды на денуклеаризацию Пхеньяна, цель, которой Кремль теоретически все еще предан. Но Путин вполне может решить, что это самая маленькая из его проблем на данный момент.
Второй фактор более важен. Сблизившись с КНДР, Кремль рискует подорвать свои отношения с Южной Кореей. Конечно, война в Украине уже нанесла ущерб этим отношениям, поскольку Сеул присоединился к западным санкциям против России. В 2022 году экспорт Южной Кореи в Россию упал на 37% (импорт сократился на 15%). Но Сеул присоединился к этим санкциям неохотно, и многие южнокорейские компании продолжают работать в России.
«Южная Корея – это своего рода слабое звено на западном санкционном фронте. И Кремль мог бы использовать это в свою пользу, если бы ему хватило для этого тактической смекалки», – говорится в статье.
Однако Путин может сделать вывод, что, наладив новые отношения с Пхеньяном, он сможет усилить свои рычаги влияния на Южную Корею. Он может решить, что чем теснее станут отношения между ним и Ким Чен Ыном, тем больше южнокорейские политики будут стремиться поддерживать диалог с Россией. Именно эта логика в конце 1980-х годов побудила президента Южной Кореи Ро Те Ву начать политику «нордполитики», налаживание контактов с Москвой с целью давления на Пхеньян. Фактически, заигрывание Путина с КНДР в начале его президентства происходило именно по этой логике.
Третье рассуждение, которое может влиять на Путина, - это надежный ли партнер Северная Корея. Конечно, же нет.
«Пхеньян провел Холодную войну, эксплуатируя разногласия между своими союзниками и используя их друг против друга. Он оказался печально известным и непредсказуемым и неоднократно прибегал к трюкам, которые могли вовлечь Москву в нежелательную конфронтацию из США», - пишет Радченко.
Северная Корея также хорошо известна тем, что становится экономическим бременем для своих друзей и партнеров. Пока не известно, какое соглашение Ким попытается заключить с Россией, но вряд ли он продаст себя дешево.
Несмотря на эти соображения, Путин, возможно, уже сделал стратегический выбор в пользу сближения с Северной Кореей. Отчасти это следствие новой ситуации, в которой оказалась Россия. Распад мира, появившегося после Холодной войны, и возвращение к блочной ментальности, как правило, поощряют такого рода перегруппировку. Слоном в комнате остается давний спонсор Пхеньяна - Китай, который также сближается с Россией по логике углубляющегося собственного конфликта с США. В последний раз эти три страны были на одной волне в конце 1940-х и начале 1950-х годов; Этот период нельзя назвать счастливым временем для Северо-Восточной Азии.
«Пока неясно, встретится ли Ким Чен Ын с Путиным, но отношения между их странами явно меняются. И не потому, что меняется Северная Корея, а потому, что меняется Россия. Она начинает все больше и больше походить на Северную Корею. Независимо от того, попадет ли северокорейское оружие на линию фронта в Украине или нет, падение России в глубины тирании вызовет довольную улыбку на лице Кима», - говорится в статье.