UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Economist: Все больше стран в мире становятся агрессивными и опасными

Много стран наблюдают нестабильную ситуацию.

Очень часто есть четкие признаки того, что отдельная страна впадает в конфликт или кризис. Правительство этого государства начинает контролировать СМИ, преследовать оппозиционных политиков, или просто в этой стране начинается военное противостояние. Однако часто эрозия порядка является более тонкой, пишет The Economist.

Отчет Института экономики и мира (IEP) оценивает стабильность 163 стран. Он обнаружил, что шесть из девяти регионов мира стали более проблемными за прошлый год.

Отчет предлагает два различных рейтинга. Первый - это Индекс положительного мира, показатель факторов, согласно которым можно ожидать, что страна станет более мирной и спокойной в будущем. Сюда входят учреждения страны и общее социально-экономическое положение. Восемь показателей влияют на общий балл, включая уровень коррупции, человеческий капитал, широкий доступ к государственным услугам, таким как здравоохранение и образование, а также функционирование правительства. Страны, которые имеют высокие баллы по этому показателю, как правило, не прибегают к насилию и предлагают другие способы решения проблем и споров.

Второй рейтинг - Глобальный индекс мира, показатель того, насколько мирной и спокойной является страна на самом деле. Он базируется на 23 показателях, таких как уровень убийств в стране, простота доступа к оружию, а также уровень политического насилия и терроризма. Исландия, Новая Зеландия и Дания находятся в верхней части рейтинга. Самые низкие позиции занимают Сирия, Йемен и Афганистан.

Если страна имеет плохие показатели согласно Индексу положительного мира, но хорошие показатели Индекса глобального мира (оценка того, насколько она мирная самом деле), тогда фиксируется так называемый «дефицит мира». Иначе говоря, мир в такой стране, скорее всего, будет нестабильным и может легко разрушиться.

Например, в 2009 году институт обнаружил, что Египет имел значительный дефицит мира: он занял 63 место в рейтинге Индекса положительного мира, во многом потому, что самодержавное правительство Хосни Мубарака фактически раздавило инакомыслие. По Глобальному индексу мира страна заняла 115 место. Было немного официальных каналов, с помощью которых можно было бы решить проблемы. Поэтому когда наступила турбулентность, все произошло очень резко и неожиданно. В 2011 году, во время арабской весны, сотни тысяч египтян вышли на улицы с протестами и лишили Мубарака власти.

Отчет намерен предложить подсказки относительно того, в каких странах следует следить за потенциальными «турбулентными событиями». Из стран, где в 2014 году был дефицит мира, 68% стали менее мирными и более нестабильными в течение последних пяти лет.

Согласно новому отчету, страной с наибольшим дефицитом мира является Экваториальная Гвинея - жестокая клептократия, которой руководит диктатор. Еще одной такой страной является Сьерра-Леоне, которая до сих пор борется с наследием гражданской войны, состоявшейся два десятилетия назад. Третье место антирейтинга по дефициту мира принадлежит Лаосу. Каждая страна отличается относительно истории и контекста. Аналитики считают, что мир в этих странах слишком нестабилен и может быть временным.

Читайте также: Freedom House: Распространение авторитаризма в мире опережает демократический процесс

Западная демократическая культура склонна рассматривать свободу слова как общечеловеческое благо. Однако отчет аналитического центра Justitia показывает, что общественная поддержка свободы слова по-разному выражена в разных частях мира, как и ее законодательные ограничения. Во многих странах, особенно с авторитарными режимами, люди хотят меньше контроля со стороны властей. Но при этом, в нескольких странах респонденты говорят, что они хотят меньше свободы слова, чем имеют сейчас, пишет журнал The Economist.