UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Economist: В России осознали, что война Путина – это провал, разговоры о будущем без него начались

Инсайдеры рассказали, что за все 23 года своего правления российский автократ еще не был в таком затруднительном положении.

Что дальше? Есть ли жизнь после Владимира Путина? Кто его заменит и как? Это вопросы, беспокоящие российских бюрократов, бизнесменов и политиков во времена, когда они видят, что армия Украины наступает, талантливые люди бегут из России, а Запад отказывается прогнуться, столкнувшись с энергетическим и ядерным шантажом.

«В ресторанах и на кухнях в Москве много злых разговоров и брани. Все осознали, что Путин ошибся и проигрывает», – сказал The Economist неназванный представитель российской элиты.

Это не значит, что Путин отступит, что его свергнут или что он применит ядерное оружие. Это значит, что те, кто управляет страной и владеет активами, теряют уверенность. Российская политическая система, похоже, входит в наиболее турбулентный период за всю свою постсоветскую историю. Западные правительства тоже начинают переживать, не станет ли Россия неконтролируемой.

«За все свои 23 года правления Владимир Путин еще никогда не был в таком положении», – сказал российский политический аналитик Кирилл Рогов.

Читайте также: Путин по-прежнему верит в победу на поле боя и все еще хочет захватить Украину – ISW

В прошлом Путин имел дело со сложными ситуациями, такими как гибель 118 членов экипажа затонувшей субмарины «Курск» или захват школы в 2004 году, закончившийся смертью 333 человек. Однако ему удалось избежать ответственности и сохранить имидж сильного лидера.

«Теперь он планирует и проводит операции, которые очевидно проваливаются», – сказал собеседник издания.

Начавшееся 24 февраля вторжение в Украину было шоком для российского истеблишмента, который сам себя убедил в том, что Путин не рискнет начать полномасштабную войну. Но смесь из ограниченных военных успехов в начале, отсутствия экономического краха в России и ранних попыток вести мирные переговоры, успокоили нервы. Пьянство тоже могло помочь с этим. Во властных кругах так сильно запили, что Путин начал жаловаться публично на алкоголизм. Некоторые представители российской элиты даже на время убедили себя, что Путин не может проиграть.

Эти взгляды были разбиты, когда была объявлена «частичная» мобилизация. Она доказала, что его так называемая спецоперация разваливается. И отправляя на военную службу еще больше россиян, он вовлекает страну еще глубже в конфликт. И как массовое бегство и уклонение от мобилизации показали, его попытка превратить его в новую «Великую Отечественную войну» провалилась. Мобилизация нарушила главное условие молчаливого согласия общества с войной, а именно от россиян не будут требовать активного в ней участия. В Москве – самом богатом городе страны, где мужчин начали вылавливать на улицах – мэр Сергей Собянин почувствовал необходимость 17 октября объявить, что мобилизация в столице закончилась. Другим регионам, чья власть слабее, придется компенсировать эту нехватку.

Путин не может победить в войне, у которой изначально не было четкой цели. И потеряв так много, он не может закончить ее, избежав при этом унижения. Даже если бои в Украине прекратятся, возвращение к мирной довоенной жизни уже невозможно, пока его воинственное президентство будет продолжаться. Тем временем экономика России начала ощущать на себе влияние санкций и оттока наиболее образованных и квалифицированных кадров. Потребительская уверенность падает.

Читайте также: Bloomberg: Россияне, бегущие от мобилизации Путина, раздувают инфляцию в соседних странах

Церемония 30 сентября, в ходе которой после произнесения злой речи против Запада Путин объявил об аннексии четырех областей Украины, которые он на самом деле не контролирует, была настолько абсурдна, что она разрушила его ауру силы даже в самой России.

«До сентября российские элиты поддерживали Путина из-за прагматичного расчета… Но все зашло так далеко, что им теперь приходится выбирать между разными сценариями поражения», – сказала изданию политический консультант Татьяна Становая.

Военное поражение может привести к падению режима со всеми связанными с этим рисками для тех, кто его поддерживал. Но воинственность Путина «поднимает вопрос, готовы ли российские элиты поддерживать его до горького конца, особенно на фоне роста угроз применить ядерное оружие», - отметила Становая. Путина раньше считали источником стабильности, но теперь он стал для нее угрозой.

Политический аналитик Аббас Галлямов, когда-то занимавший пост в Кремле, уверен, что в последующие несколько недель или месяцев элиты, всегда полагавшиеся на способность Путина сохранить свой режим, осознают, что спасение системы и их жизней - это теперь их собственная задача. Поэтому поиски преемника внутри системы станут более интенсивными. Галямов считает, что среди потенциальных кандидатов Дмитрий Патрушев, сын председателя Совета национальной безопасности и одного из главных идеологов режима Николая Патрушева. Сам Патрушев-младший раньше был министром. Несмотря на семейные связи, он может быть воспринят как новое лицо. Среди других более знакомых кандидатов – заместитель главы администрации в Кремле Сергей Кириенко, мэр Москвы Собянин, а также премьер-министр Михаил Мишустин, который может вступить в союз с людьми из спецслужб, а также начать вести переговоры с Западом.

Однако заключенный лидер оппозиции Алексей Навальный утверждал недавно в статье для Washington post, что было бы наивно надеяться на фундаментальное изменение взглядов на войну, если Путина заменят кем-то из его элиты. Особенно когда речь идет о войне за наследство СССР. Навальный подчеркнул, что единственный способ покончить с бесконечным циклом империалистического национализма в России – это провести децентрализацию власти и изменить форму правления на парламентскую республику. В своем, казалось бы, обращении к российским элитам Навальный утверждал, что парламентская демократия - это тоже рациональный и желаемый выбор для многих политических фракций в окружении Путина.

Читайте также: The Guardian: "Грязная бомба" не принесет победу на фронте, но Путину она нужна для другого

"Это дает им возможность сохранить влияние и бороться за власть, в то же время гарантирует, что более агрессивные группы их не уничтожат", - пояснил Навальный.

Эта "более агрессивная группа" уже начала проявлять себя в публичном пространстве. К ней принадлежит бывший преступник Евгений Пригожин, управляющий группой наемников «Вагнер», а также чеченский автократ Рамзан Кадыров, у которого тоже есть частная армия. Обоих считают лояльными к Путину. Политолог Екатерина Шульманн сравнила наемников Пригожина с «опричниками» Ивана Грозного, толкнувшими Московское царство в хаос. Российский диктатор начал войну с целью превратить Украину в провальное государство. Но вместо этого он быстро превращает в провальное государство саму Россию.