Влияние пандемии COVID-19 и самого вируса на здоровье людей может в некоторых случаях сохраняться месяцами, превращая острую болезнь в хроническую. Новые исследования показывают, что для многих стран экономические последствия пандемии также будут длиться дольше, чем ожидалось. Моделирование, проведенное консалтинговой компанией Oxford Economics, проливает новый свет на длительные эффекты COVID-19. Эти исследования прогнозируют, какие страны наиболее подвержены долгосрочным экономическим ранам, а какие могут первыми быстро оправиться после кризиса, пишет журнал The Economist.
Исследователи опирались на данные прошлых кризисов, включая эпидемии Эболы и гриппа, а также глобальную финансовую катастрофу 2007-2009 годов, чтобы создать модель экономической уязвимости, которая охватывает такие сферы, как структура экономики, рост ВВП и доверие потребителей. Ожидается, что в среднем развивающиеся страны в долгосрочной перспективе пострадают больше, чем развитые экономики. Наиболее важным фактором появления экономических рубцов является снижение темпов роста ВВП в этом году, при этом ВВП в более развитых экономиках пострадало больше. Другие факторы, такие как состояние рынка труда и ограничение фискальной поддержки, больше угрожают развивающимся странам.
Однако разница между развивающимися и развитыми экономиками маскирует большие вариации. Филиппины и Индия имеют особенно мрачные перспективы роста, тогда как ожидается, что Китай и Бразилия получат лучшие результаты. Филиппины заняли худшее место в исследовании именно из-за рынка труда, высокого уровня безработицы и нехватки квалификации, а также зависимости экономики от туризма. Среди передовых экономик исследователи считают, что Великобритании, Испании и Франции понадобится больше времени, чтобы вернуться к росту, тогда как Австралии, Швеции и Америке будет легче стабилизировать свою экономику.
В региональном отношении худшие перспективы восстановления имеют Ближний Восток и Латинская Америка, за которыми следует Африка. Северная Америка является наименее уязвимым регионом благодаря сравнительно низкому снижению ВВП и мощным пакетам налоговых стимулов. Европейские страны занимают десять самых низких мест среди стран с развитой экономикой в шкале результатов Oxford Economics. Но существуют и региональные диспропорции. Например, Франция является одной из наиболее уязвимых стран в исследовании, в основном из-за слабого роста ВВП и низкого доверия потребителей, но соседняя Германия имеет высокие результаты по обоим показателям.
Кроме определения того, почему некоторые страны восстановятся быстрее чем другие, исследование показывает, как правительствам лучше подготовиться к будущим потрясениям. Например, некоторые развивающиеся страны, могут рассматривать вариант диверсификации туризма, тогда как развитые экономики могут уменьшить свою зависимость от индустрии гостеприимства. Также есть основания для оптимизма: во время прошлых пандемий средний темп роста упал на три процента в пострадавших странах во время кризиса, но впоследствии наблюдалась некоторая положительная динамика. Иными словами, все страны имеют пространство и возможности для восстановления экономики, но некоторые из них смогут сделать это быстрее, чем другие, резюмирует издание.