UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Economist назвал пять «экономических сюрпризов» 2021 года

Аналитики спрогнозировали, какие последствия эти «сюрпризы» принесут в 2022 году.

Каждый год имеет свои неожиданные повороты для финансовых рынков, но 2021 на фоне пандемии коронавируса оказался слишком насыщенным для мировой экономики. The Economist называет некоторые из ключевых «экономических событий», наиболее удививших инвесторов, компании и аналитиков в 2021 году, а также прогнозирует, что эти события означают для 2022 года.

Сбои в цепях поставок

Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Самуэльсон однажды пошутил, что фондовый рынок спрогнозировал девять из пяти последних экономических рецессий.

Подобные «обвинения» могли быть выдвинуты против аналитиков, которые регулярно били тревогу из-за серьезных сбоев в цепях поставок. 2021 год отличился значительным дефицитом и инфляцией, обусловленными предложением.

Сбои в работе заводов и портов в Китае и Юго-Восточной Азии, вызванные усилиями правительств подавить вспышки COVID-19, дестабилизировали ситуацию. Но большую часть паники можно объяснить взрывным спросом на товары. Например, расходы потребителей в США выросли на 34% с начала 2020 года. Со смягчением пандемии разрыв должен уменьшиться. Но цепи поставок могут оставаться под давлением еще некоторое время по сравнению с ситуацией до пандемии коронавируса.

Рост китайских финансовых рынков

Установленный порядок на китайских финансовых рынках был нарушен и в этом году. В течение значительной части десятилетия инвесторы требовали большего доступа к китайским активам, причем бурный технологический сектор страны считался особенно «привлекательным».

Но регулятивные меры властей Китая в 2021 году привели к снижению индекса курса акций MSCI China Tech почти на треть с начала года. Цена акций компании Alibaba упала почти на 50% за тот же период.

Огромный застройщик Evergrande долгое время являлся наиболее ярким символом китайского сектора недвижимости с большими кредитами. В 2021 году он столкнулся с дефолтом из-за попыток правительства подавить заимствования со стороны застройщиков.

То, как дальше будут проводиться регуляторные кампании, зависит от непрозрачной экономической политики Китая, где все решает Коммунистическая партия. Но потрясение как в технологическом секторе, так и в секторе недвижимости показало, что эффективность инвестиций в Китае все еще может обернуться неприятными последствиями, если настроение правительства в Пекине изменится.

Рост доходов компаний

Аналитики и инвесторы ожидали оживления доходов в 2021— ведь вряд ли все могло быть хуже, чем в прошлом году. Но масштабы восстановления превзошли почти все прогнозы.

Прибыль за четвертый квартал еще не объявляется, но оценка роста за год в целом сейчас составляет 45%, что даже больше, чем рост на 40% в 2010 году после мирового финансового кризиса. Отчасти это связано с более быстрым восстановлением экономики, чем ожидалось, при этом доходы компаний превышают не только уровень 2020 года, но и уровень 2019.

Это ставит фондовые рынки в более затруднительное положение с началом 2022 года: восстановление экономики, которое ожидалось в следующем году, возможно, уже произошло. Аналитики ожидают более приглушенного роста доходов компаний в 2022 году. Превзойти прогнозы с большим отрывом в следующем году будет сложно.

Государство против частного сектора

Большую часть 2020 года банкиры жаловались на трудности работы в условиях пандемии. Но если меньшее количество физических встреч с клиентами и неопределенность экономических перспектив имели пагубные последствия, то эти последствия трудно найти в данных.

Экономический бум ставит под вопрос идею о том, что государственные рынки неумолимо вытесняются частным капиталом. Контроль банков над процессом листинга может ослабнуть, поскольку компании, выходящие на биржу, теперь имеют больше возможностей.

«Зеленые финансы»

Руководители компаний и инвесторы, стремящиеся выглядеть «экологически чистыми», часто являлись объектами высмеивания в последние годы, а к так называемым «зеленым финансам» относились со скептицизмом. Но в этом году произошли резкие перемены.

«Зеленые государственные облигации» заполонили рынки. В середине октября Европейский Союз выпустил свои первые «зеленые облигации».

Но, вероятно, самые интересные события пришли из частного сектора. В первом полугодии 2021 года инвестиции в «климатические стартапы» достигли 60 миллиардов долларов, что почти в три раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.

Наблюдается огромный всплеск интереса инвесторов к компаниям, производящим электромобили. А нефтяные компании начинают изучать водородные технологии.

Финансовой сфере будет трудно стать по-настоящему экологичной без роста налогов на выбросы углерода. Но с 2022 года этот сектор будет выглядеть более зрелым и серьезным в своих климатических целях, резюмирует издание.

Читайте также: "Омикрон" может замедлить восстановление мировой экономики - МВФ

В 2022 году мировая экономика продолжит восстанавливаться. Однако есть ряд факторов, которые могут помешать восстановлению. Среди основных рисков: новый штамм коронавируса, инфляция, сворачивание поддержки бизнеса в США, замедление роста Китая. Bloomberg назвал главные риски для экономики в следующем году.