UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Economist: Мир уже не остановит глобальное потепление, пришло время для реализма

Повышение глобальных температур уже не удастся замедлить до 1,5 градуса Цельсия, поэтому нужны новые цели.

В 2015 году министр иностранных дел Маршалловых островов сказал, что если допустить повышение средней температуры в мире на более чем 1,5 градуса по Цельсию, это будет «смертный приговор» для небольших стран, таких как его собственная, лежащих в низменности. Как ни странно, мировые лидеры, встретившиеся в том же году в Париже на климатической конференции, согласились с ним. Сейчас похожая конференция проходит в Египте.

Но тогда в Парижское климатическое соглашение была вписана цель не допустить глобального потепления более чем на 1,5 градуса по Цельсию. Страны должны были координировать совместные действия по сокращению выбросов парниковых газов, - пишет The Economist. Впрочем, наказания за нарушение не было никакого. Поэтому страны, благочестиво подписавшие Парижское соглашение, не сократили свои выбросы, чтобы достичь установленных целей. Правда в том, что глобальное загрязнение до сих пор продолжается.

Мир уже стал на 1,2 градуса по Цельсию жарче, чем он был до начала промышленной эры. Учитывая долговременное влияние газов, которые уже оказались в атмосфере, а также тот факт, что прекратить новые выбросы за день невозможно, можно сказать, что у Земли нет никаких шансов избежать нагревания более чем на 1,5 градуса. До сих пор живет надежда, что превышение будет не слишком большим и временным. Но даже эти успокаивающие сценарии становятся все менее вероятными.

Читайте также: Глобальное потепление может помешать способности лесов поглощать углекислый газ

Последствия того, что мир не смог сократить выбросы, катастрофические. И не только для коралловых атоллов в Тихом океане. Связанные с климатом бедствия охватывают пространство от Пакистана, значительную часть территории которого летом затопили муссоны, до Флориды, которая в сентябре пережила самый смертельный ураган с 1935 года. Даже менее катастрофические погодные явления, такие как жара в Европе, все равно наносят чрезвычайный экономический ущерб, выводя из строя транспорт и инфраструктуру, а также сокращая производительность.

Реакцией на все это должна стать доза реализма. Многие активисты не хотят признавать, что цель не допустить повышения температуры на 1,5 градуса уже провалена. Но такой отказ лишь затягивает ошибки, сделанные в Париже, когда мировые правительства установили непосильную цель без какого-либо плана по ее достижению. Собирающиеся в Египте делегаты должны почувствовать удар провала, а не успокаивать себя фальшивыми надеждами. Им нужно быть прагматичнее и признать горькую правду.

Во-первых, чтобы сократить загрязнение, нужно гораздо больше денег. Грубо говоря, глобальные инвестиции в возобновляемую энергетику придется утроить, хотя в этом году они достигли триллиона долларов. Эти деньги должны быть сосредоточены в развивающихся странах, потому что именно они генерируют наибольшую часть выбросов сегодня. Солнечные и ветровые электростанции дешевле строить и обслуживать, чем более грязные виды таких объектов. Но линии электроснабжения нужно перестроить, чтобы разобраться с проблемой непостоянства ветра и солнца.

Читайте также: Климат Европы теплеет в два раза быстрее, чем в среднем по планете

Мягкие ссуды и помощь богатых стран критически необходимы и морально оправданы. Однако, требуются гораздо большие суммы, чем удастся выжать из западных доноров или международных организаций по типу Всемирного банка. Правительствам развивающихся стран, особенно со средними доходами, придется сотрудничать с богатым миром, чтобы мобилизовать частное инвестирование. Таким странам нужно хорошо поработать, чтобы улучшить инвестиционный климат. Возможно придется уступить контроль над энергетической политикой. Доноры должны сосредоточиться на финансовых схемах, которые привлекают частный капитал. Это может быть освобождение инвесторов от политических и регулятивных рисков, получение долей акций в частных проектах и готовность доноров покрыть первый транш убытков, если что-то пойдет не так. Придется делать вещи, которые им не понравятся, но помогут беднейшим странам закрыть угольные шахты. Но без уступок с обеих сторон мир сломается.

Во-вторых, горькая правда в том, что ископаемое топливо не исчезнет за день. Европа пытается построить новые возможности для импорта газа, потеряв доступ к поставкам из России. И она это делает потому, что не может найти другой альтернативы прямо сейчас. Некоторые бедные страны одновременно инвестируют в газ и возобновляемую энергетику. И это до сих пор необходимость, потому что обеспечение граждан электроэнергией уже сейчас – это тоже нравственный императив.

Читайте также: Изменение климата: синоптик рассказал, что ждет украинцев в будущем

В-третьих, поскольку цель не допустить повышения температур на 1,5 градуса не будет достигнута, понадобятся большие усилия, чтобы адаптироваться к изменению климата. Адаптация всегда была проигнорированным маленьким шагом в климатической политике, потому что активисты выставляли его как отвлечение от необходимости сократить загрязнение или вообще оправдание, чтобы никаких сокращений не делать. Но в любом случае в мире теперь будет больше наводнений, засух, штормов и лесных пожаров. Развивающихся стран это особенно касается, но не только их. Для богатых стран эти потрясения – это тоже проблема жизни и смерти.