UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Economist: Эрдоган может остаться лидером Турции, стратегия Киличдароглу перед вторым туром не сработала

Оппозиционер перед вторым туром попытался склонить на свою сторону турецких националистов, но его успехи оказались слишком слабыми.

Накануне прошедшего 14 мая первого тура президентских выборов в Турции единый кандидат от оппозиции Кемаль Киличдароглу проводил предвыборную кампанию с посланием о надежде, инклюзии и экономическом восстановлении. Перед вторым туром, который пройдет сегодня, оппозиционер проводил более агрессивную кампанию, подчеркнув обещание отправить домой миллионы находящихся в Турции сирийских беженцев. Также Киличдароглу отверг возможность проведения мирных переговоров с курдскими сепаратистами.

«Две недели назад он стал первым политиком, который после 20 лет правления заставил Реджепа Тайипа Эрдогана пойти на второй тур выборов. Но результаты оппозиционера оказались значительно ниже, чем он сам ожидал», – пишет The Economist.

Лидер левоцентристской Республиканской народной партии (РНП) получил 44,9% голосов, что гораздо меньше, чем давали ему социологи накануне выборов. Эрдоган в то же время получил поддержку 49,5% избирателей. Киличдароглу надеялся получить большинство голосов и избежать второго тура. Но вместо этого он едва избежал поражения в первом.

Чтобы наверстать упущенное, Киличдароглу начал бороться за благосклонность крайних правых сил Турции. 17 мая бывший чиновник, ранее обращавшийся к своим поклонникам в видеороликах, записанных у него дома, предстал перед портретом основателя современной Турции Кемаля Ататюрка и высказал свою внутреннюю националистическую позицию.

Читайте также: Выборы в Турции: Эрдоган и Киличдароглу сошлись в отчаянной борьбе за голоса

«Как только я приду к власти, я отправлю всех беженцев домой», – пообещал он, оценив количество сирийских беженцев и других мигрантов в Турции в 10 миллионов человек, что более чем вдвое превышает оценки экспертов.

«Если они останутся, еще 10 миллионов приедут в Турцию», – сказал он, не предоставив никаких доказательств, подтверждающих этот тезис.

Киличдароглу также предположил, что, в отличие от Эрдогана, одобрившего тайные переговоры с членами Рабочей партии Курдистана (РПК) более десяти лет назад, он никогда не сядет за стол переговоров с «террористами».

The Economist пишет, что план отправить беженцев домой не имеет шансов на успех. Исследования показывают, что лишь часть из 3,6 миллиона сирийцев, нашедших убежище в Турции за последнее десятилетие, хотят вернуться назад. Диктатор страны Башар Асад не желает их возвращения. Любая попытка депортации беженцев силой превратит Турцию в государство-парию, отравив отношения с Европой.

«Как чрезвычайная предвыборная стратегия, основанная не столько на убеждении, сколько на отчаянии, резкий правый поворот Киличдароглу, похоже, имел лишь ограниченный успех. Умит Оздаг, лидер откровенно ксенофобской «Партии победы», набравшей 2,2% на парламентских выборах, поддержал Киличдароглу 24 мая. Однако за несколько дней до этого националист Синан Оган, получивший 5,2% как третий кандидат в первом туре президентских выборов, призвал своих сторонников голосовать за Эрдогана во втором туре», – обращает внимание издание.

Читайте также: Выборы в Турции: Эрдогана поддержал бывший конкурент, а Киличдароглу – лидер националистов

Киличдароглу не имел бы никаких шансов победить на президентских выборах без поддержки главной курдской партии Турции, Народно-демократической партии (НДП) и ее 5 миллионов избирателей. Но Эрдоган сделал так, чтобы поддержка НДП, которую большинство турок, особенно националистов, считают политическим крылом PПК, дорого обошлась оппозиционеру. Неделями турецкий президент внушал мнение о том, что оппозиция каким-то образом находится в союзе с РПК. Эрдоган упал очень низко, когда продемонстрировал сфальсифицированное видео, на котором якобы бойцы РПК поют предвыборную песню Киличдароглу.

То, что оппозиционный кандидат чувствует себя обязанным ответить на такие низкие удары, свидетельствует о том, что они попали в яблочко, – говорит политолог Али Каркоглу. В первом туре Эрдоган не только занял первое место, но и одержал блестящую победу на парламентских выборах. Его коалиция получила 323 из 600 мест в парламенте. И для него явно дела обстоят очень неплохо. Опросы показывают, что турецкий авторитарный президент сохранил или даже увеличил свое преимущество над Киличдароглу после первого тура.

Читайте также: Выборы в Турции: кто из кандидатов выгоднее Украине

Националистические политические силы хорошо выступили на парламентских выборах. Каждый четвёртый турок проголосовал за националистическую партию. Сам Эрдоган принял сторону националистов много лет назад, отложив мирные переговоры с РПК, бросив за решетку тысячи курдских активистов и открыв на севере Сирии новый фронт бесконечной войны против курдов.

Национализм всегда был частью политической культуры Турции. Но выборы этого года показали, что турецкие националисты, хоть и рассеянные по нескольким партиям, остаются такой же решающей силой в формировании власти, как и курды. Если 11-часовая предвыборная речь Киличдароглу каким-то образом не убедит миллионы из них в противоположном, они снова коронуют Эрдогана.