UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Economist: Атака ХАМАСа разрушила ложные представления Израиля о палестинцах

Два десятилетия израильской политики по отношению к палестинцам пошли прахом, и лидерам страны придется искать новые подходы, чтобы Израиль был в безопасности.

Трудно оценивать ситуацию, несмотря на шок от кровавого нападения ХАМАСа на Израиль. Это связано с тем, что были выпущены тысячи ракет и тысячи боевиков атаковали юг страны с суши, моря и воздуха. А еще потому, что он был совершенно непредсказуем, невзирая на его масштабы. Это нанесло унизительный удар по хваленой израильской разведке.

Но самый большой шок вызвало убийство сотен невинных людей и захват десятков заложников со стороны ХАМАСа. Пока Армия обороны Израиля (ЦАХАЛ) размышляет над тем, как ответить, внимание мира будет приковано к ее отчаянному положению, пишет The Economist.

Еще слишком рано говорить о том, какими будут следующие несколько недель. Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пообещал, что враг заплатит "огромную цену". И ХАМАС действительно должен заплатить за свои зверства, включающие в себя массовое убийство более 250 молодых израильтян на фестивале на юге страны.

Но ответ Израиля связан с серьезными рисками. Введение сухопутных войск в Газу может вовлечь их в кровавые городские бои, а также поставить под угрозу заложников. Чем дольше будут продолжаться бои, тем больше вероятность того, что насилие распространится на Западный берег реки Иордан или Ливан. Гибель многих гражданских в Газе, особенно если ее сочтут бессмысленной, повредит репутации Израиля в мире, а также будет глубоко ошибочной с его собственной точки зрения.

Читайте также: Атака на Израиль. Как такое вообще могло произойти?

«Однако уже сейчас понятно, что эта атака знаменует собой конец давней веры Израиля в то, что стремление палестинцев к суверенитету можно на неопределенное время отложить в сторону, пока весь Ближний Восток будет двигаться вперед. Какими бы ни были последствия этого конфликта, неизбежным будет новый поиск ответов на вопрос о том, как израильтяне и палестинцы могут жить в мире», – пишет издание.

Политика Нетаньяху по игнорированию палестинцев зависела от трех предположений, каждое из которых было подорвано нападением ХАМАС. Первое из них заключалось в убеждении, что даже если палестинский вопрос оставить на самотек, израильтяне все равно будут в безопасности. В результате ужасных жертв второй интифады, закончившейся в 2005 году, Израиль отгородился от палестинского населения стенами. Лучшая разведка и военное преимущество, включающее также системы ПВО «Железный купол», сделали так, чтобы вооруженная угроза со стороны палестинских групп была управляемой. Но сейчас кажется, что уверенность в этом разрушена.

Одной из причин, почему Газа выпала из поля внимания израильских спецслужб, стало то, что Западный берег реки Иордан был вовлечен в хаос экспансионистскими целями ультраправых израильтян. На юге Ливана «Хизбалла» имеет устрашающий арсенал, значительную часть которого обеспечил Иран. Без сомнения Израиль сможет восстановить свое военное доминирование над палестинцами. Но даже если его солдаты и шпионы будут считать, что это гарантирует защиту израильских граждан, сами избиратели вряд ли решат, что возвращения к статус-кво достаточно.

Читайте также: ЦАХАЛ: Армия вернула контроль над всем Израилем, дальше – уничтожение ХАМАС

Второе предположение заключалось в том, что существование ХАМАСа помогает Израилю бороться с ФАТХ, палестинской партией, контролирующей Западный берег реки Иордан. Было принято считать, что принцип «разделяй и властвуй» делает палестинцев слабыми, а влияние радикальных группировок подорвет доверие к умеренным как партнерам для достижения мира. Все это вполне устраивало Нетаньяху. После нынешних атак эта концепция полностью исчерпала себя.

«Одной из причин удара ХАМАСа было то, что принцип «разделяй и властвуй» создал условия, в которых ФАТХ пришел в упадок и потерял связь с общественностью, а его лидер Махмуд Аббас стал слабым. Своей атакой ХАМАС претендует на роль подлинного голоса палестинского сопротивления. Межпалестинское соперничество должно было защитить израильтян, но все закончилось тем, что они стали мишенями», – пишет The Economist.

Третье предположение заключалось в том, что Израиль может укрепить свои позиции на Ближнем Востоке, проводя региональную дипломатию, если палестинцев бросят под поезд. Это убеждение было подкреплено подписанием Абрахамских соглашений между Бахрейном, Израилем и ОАЭ в 2020 году, а затем к ним присоединились Марокко и Судан. До этих выходных казалось, что Саудовская Аравия тоже может присоединиться. В конце концов это все еще возможно, но ХАМАС показал, что палестинцы тоже имеют право голоса.

Предстоящая операция против ХАМАС лишь усугубит ощущение того, что пришло время для нового подхода. После субботнего кровопролития Израиль не может разбить силы ХАМАСа лишь до такой степени, чтобы он остался у власти в Газе, вроде бы ничего и не произошло.

Однако простой альтернативы нет. ЦАХАЛ не хочет оккупировать Газу, поэтому анклав имеет свою власть. Введение международных миротворческих сил тоже сложно представить: ни одна страна не хочет брать на себя такую ответственность. И все же если ЦАХАЛ уничтожит ХАМАС в Газе, а затем вернется домой, кто знает, какие деструктивные силы могут заполнить этот вакуум.

Читайте также: Одна страна не осудила нападение ХАМАС на Израиль. Думаю, догадываетесь, кто это – представитель США в ООН

Никто не должен недооценивать предстоящие трудности. Вторая интифада настроила молодых израильтян против переговоров с палестинцами. Это возмущение, несомненно, создаст новое поколение израильтян, которые не могут вообразить, как палестинские группировки могут быть партнером в миротворческом процессе. В то же время правая коалиция Израиля сосредоточилась на аннексии частей Западного берега реки Иордан. Она удвоит эти усилия.

Несмотря на это, израильтянам придется смириться с тем, что они должны снова начать заниматься палестинским вопросом. Израильскому аппарату безопасности нужен партнер, с которым можно работать, если он хочет иметь хоть какое-то влияние на палестинские территории. Это значит, что ему нужен палестинский собеседник.

Что будет дальше, будет в значительной степени зависеть от того, кто будет у власти в Израиле. В настоящее время страна консолидирована, но скоро она столкнется с горькой развязкой, которая может привести к созданию новой коалиции или даже появлению нового премьер-министра.

«Если израильтяне хотят быть в безопасности, кто бы ни был у власти, он должен перестать думать о палестинцах как о проблеме, которую можно отложить на потом, и начать думать о них как о народе, с которым надо работать», - пишет издание.