UA / RU
Поддержать ZN.ua

The Atlantic рассказывает, как найти счастье

Разные культуры по-своему определяют счастье.

Всем известно, где живут самые счастливые люди в мире, ведь ежегодно публикуется так называемый «рейтинг счастья». В течение последних нескольких лет Финляндия занимает первое место. В общем, жители скандинавских стран считаются очень счастливыми. Поскольку они сломали код счастья, многие люди пытаются подражать «скандинавским привычкам». Просто живите так, как живут люди в Финляндии - ходите на прогулки в лес, поплавайте в ледяной воде - и все будет хорошо? Но вопрос счастья гораздо сложнее, пишет The Atlantic.

Для того, чтобы подобные международные рейтинги счастья могли сравнивать жизнь людей, они предполагают, что люди во всем мире определяют понятие счастья примерно одинаково. Но если это предположение не работает, тогда глобальные рейтинги и индексы счастья не совсем надежные и даже несколько субъективны. Так или иначе надо учитывать различия в традициях и вкусах людей.

Исследование того, как люди во всем мире воспринимают благосостояние, на самом деле выявляет основные различия между народами. Понимание этих различий открывает широкую картину глобального счастья и предлагает набор моделей для определения благосостояния, которые могут «подойти» каждому.

На первый взгляд, то, как люди во всем мире определяют счастье, имеет очевидные общие черты. Исследование 2016 года, в котором приняли участие 2 799 взрослых в 12 странах, показало, что во всех исследуемых странах психологическое определение счастья - «внутреннее состояние, чувство или отношение», доминировали над всеми другими. В частности, участники исследования заявили, что нашли счастье в достижении «внутренней гармонии».

Внутренняя гармония может показаться универсальным понятием, но она часто означает очень разные вещи для разных людей. Например, во время съемок документального фильма в Дании о поисках счастья два года назад автор статьи Артур Брукс обнаружил, что датчане часто описывали внутреннюю гармонию чем-то вроде уюта и комфорта. Между тем американцы склонны определять гармонию с точки зрения своих навыков, соответствующих их увлечениям, как правило, в контексте работы.

Поэтому психологические определения не полностью охватывают счастье, а различия между странами только усугубляются. Исследование 2016 года, о котором уже говорилось выше, показало, что 49 процентов американцев явно ссылались на семейные отношения в своем определении счастья, тогда как жители Южной Европы и Латинской Америки в основном представляли счастье с точки зрения своей личности: только 22 процента португальцев, 18 процентов мексиканцев, и 10 процентов аргентинцев говорили о своей семье в определениях счастья.

Двое японских ученых выявили важную разницу в определении счастья между западной и азиатской культурами. На Западе счастье часто определяется как «состояние высокого волнения и чувства личных достижений». Между тем в Азии «счастье определяется как спокойствие, полное отсутствие волнения».

В больших странах даже видения людей, живущих на разных «концах» государства могут отличаться. Например, счастье определяется по-разному в северной и южной Индии. А исследования показывают, что в США существуют значительные региональные различия в чертах самих людей. Например, люди в северо-восточных регионах США, как правило, проявляют большую привязанность к окружающим ( «Когда ты позвонишь?»), Тогда как западные штаты менее подвержены привязанности ( «Увидимся, когда увидимся»).

Даже слова, которыми люди говорят о счастье, имеют разную коннотацию разных языках. В группе германских языков счастье коренится в словах, связанных с фортуной или удачной судьбой. Например, слово счастье на английском языке (happiness) происходит от среднеанглийского hap, что означает «удача». Между тем в языках, основанных на латинском, этот термин происходит от felicitas, который в Древнем Риме касался не только удачи, но и рост, плодородия и процветания.

Таким образом различные культуры широко варьируются в своих определениях счастья. Поэтому нельзя сказать, что одна страна счастливее другой в каком-то совершенно конкретном смысле, и единственный показатель «счастливых стран мира» не является точным. Счастье можно было бы определить или измерить разными способами. Возможно, Финляндия является самой счастливой страной по одному определению, но «несчастной» по другому. Страны по рейтингу счастья нужно классифицировать, а не сравнивать.

Удобный вариант выполнить эту задачу - различать два способа сосредоточения на счастье. Первый - это «внутренняя» или «внешняя» направленность к счастью: внутренний мир против взаимодействия с другими. Второй способ - фокус на «отношениях» или «работе», то есть ориентированность на людей или на карьеру, например. Это дает четыре основные модели благосостояния на основе опросов и исследований по всему миру.

  1. Счастье зависит от хороших отношений с людьми

Это сочетание «внешнего» и «внутреннего» фокусов. В этой модели друзья и семья приносят наибольшее счастье. Ярким примером страны, которая соответствует этой модели на основе того, как население склонно определять счастье, являются США.

  1. Счастье идет от саморазвития

Это также сочетание «внешнего» и «внутреннего» фокусов и является моделью для философов и религиозных людей, особенно тех, кто придает важное значение единству в сообществе. Установлено, что на юге Индии живет много людей, которые придерживаются этой модели.

  1. Счастье идет от увлечений человека

Это сочетание фокусов направленности на «внешний мир» и «деятельность», то есть преданность работе или досугу. Это модель счастья для людей, которые могут уверенно сказать: «Моя работа - это моя жизнь» или «Я больше всего люблю играть в гольф со своими друзьями», например. Подобная модель распространена в скандинавских странах и Центральной Европе.

  1. Счастье идет от хорошего самочувствия

Это сочетание фокусов ориентированности на «внутреннее состояние» и «внешнюю деятельность». Это модель для людей, которые предпочитают деятельность, которая вызывает у них положительные чувства, будь то в одиночестве или в окружении других людей. Эта модель наиболее распространена в Латинской Америке, Средиземноморье и Южной Африке.

Конечно, такая классификация не является исчерпывающей; множество людей и стран нельзя просто поместить в эти модели счастья. Действительно, индивидуальная концепция счастья может быть сочетанием всех этих моделей. Однако классификация дает исходную точку для понимания многочисленных концепций благосостояния во всем мире.

Разные страны и разные люди имеют собственное определение счастья. Понимание этих различий могут помочь человеку понять себя и найти свое счастье, резюмирует издание.

Читайте также: «Жаворонки» или «совы»: биоритмы влияют на риск развития депрессии — NYT

Жители Финляндии в четвертый раз оказались на верхней строчке рейтинга самых счастливых стран мира. Украина занимает 110 строчку из 149 в рейтинге счастья за 2018-2021 годы.

В мире 54% опрошенных считают себя счастливыми и только 14% считают себя несчастными, а около трети (31%) не относят себя ни к счастливым, ни к несчастным людям. Таким образом, индекс счастья в мире составляет 40%.

Также ученые из университетов Макгилла (Канада) и Барселоны (Испания) выяснили, что сообщества, в которых деньги играют минимальную роль, показывают один из самых высоких уровней счастья.

Экономический рост часто связывают с ощущением счастья. Так, в прошлом году американские ученые показали, что чем больше денег у человека, тем благополучнее он себя ощущает. Но новое исследование показало, что, возможно, такие выводы необходимо пересмотреть. Авторы пытались выяснить, как оценивают свое субъективное благополучие люди из сообществ, где деньги играют минимальную роль и которые обычно не включают в мировое исследование счастья.