UA / RU
Поддержать ZN.ua

Свобода слова нравится многим, но мало кто ее придерживается - The Economist

Мода на споры в эру социальных сетей заставляет людей думать, что свободы слова стало слишком много.

Это золотой век ссор. 3 позволяют свободно распространять свои мнения всем, кто только может их сформулировать. Политики напрямую обращаются к своим избирателям, а избиратели могут напрямую писать сообщения политикам. Наше время также должно было бы стать золотым веком свободы слова. Но каким-то образом повсеместность дискуссий убеждает людей, что у нас слишком много этой свободы слова. Это так даже в Америке, где первая поправка и жесткая юриспруденция, вытекающая из нее, гарантируют сильнейшую свободу выражения в мире.

Как пишет The Economist, в феврале 2017 года организация Knight Foundation опубликовала результаты опроса среди учеников-старшеклассников в Америке, из которых следовало, что лишь 45% опрошенных считают, что люди могут публично говорить все, что вздумается, даже если это оскорбляет других. Только 43% считают, что такое же право люди должны иметь в социальных сетях. Студенты университетов признались, что блокируют тех, чьи слова считают слишком возмутительными. Руководители Университета Калифорнии в Беркли отменили выступление "правой" писательницы Энн Коултер, потому что боялись насильственных протестов. Британский национальный союз студентов проголосовал за то, чтобы не давать "платформу" для выступающих, чи взгляды кажутся расистскими или фашистскими.

Издание отмечает, что рассуждения этих студентов правильные. Они хотели защитить других от обид. И это похвально. Среди неформальных норм общества вежливость и учтивость занимают важную роль. Но когда оскорблять других становится незаконным, чиновникам нужно вмешаться и урегулировать эмоции. Когда обида очень субъективная, полномочия вмешиваться быстро превращаются чрезмерными и произвольными. И когда люди в свободных странах призывают ограничить свободу слова, авторитарным режимам становится легче навязывать ограничения. Иногда это тоже происходит из правильных намерений, к примеру, чтобы ограничить и наказать "язык ненависти" или сохранить гармонию в стране с большим количеством религиозных конфессий. Но все чаще правительства наделяют себя такими полномочиями, чтобы защитить себя же. Россия осудила блогера к пяти годам тюрьмы за распространение "экстремизма" после того, как он раскритиковал российское вмешательство в Украине.

Запад с его корнями в просвещении остается самым свободным местом в мире благодаря скептическому отношению к любым установленным догмам и плохо оправданным табу. Но желание указывать людям, что они могут говорить, а что нет, здесь сильно тоже. Германия требует от сайтов в интернете удалять "язык ненависти" и фейковые новости за 24 после сообщения об их размещении. Другие европейские страны тоже могут взять с нее пример. 16 стран запретили отрицание Холокоста. В Великобритании "Акт о тайне" позволяет преследовать газеты за публикацию информации, которую правительство считает ценной для национальной безопасности. После того, как The Guardian опубликовала тайны, разоблаченные Эдвардом Сноуденом, сотрудники государственной структуры GCHQ ворвались в редакцию и уничтожили жесткие диски компьютеров.

В других странах законы, запрещающие богохульство, помогают подавить свободу слова. В Саудовской Аравии богохульников и тех, кто критикует суннизм, публично наказывают. Индийцы могут попасть в тюрьму на три года за распространение "дисгармонии на основе религии, расы, касты или чего-нибудь другого". В Индонезии и Пакистане любой может обвинить в богохульстве других. И обвиняемому часто трудно найти адвоката, потому что в религиозной стране никто не хочет защищать богохульника.

Эти законы часто пользуются широкой поддержкой в своих странах. Религия играет роль организационного учреждения для многих людей. Оскорбление веры таким образом бьет по самой основе общества. Но законы, которые превращают людей в преступников только потому, что кто-то обиделся, легко становятся инструментом репрессий. Номинально каждая страна обещает своим гражданам свободу слова, но почти ни одна из них не выполняет это обещание в полной мере. В конституции Китая статья 35 гарантирует каждому гражданину "свободу слова, прессы, собраний, союзов, шествий и демонстраций". Но каждый, кто воспримет эти слова буквально, может решить начать карьеру разоблачителя коррупции в Компартии. И эта карьера будет быстрой. И даже в Америке, где якобы существует свобода слова, тоже возбуждают уголовные дела за клевету.

Как же защититься от злобной лжи и при этом сохранить свободу как можно большего количества людей? Этот вопрос остается жизненно важным.

Ранее ученые установили, что фейковые новости распространяются в Twitter быстрее чем настоящие. Исследователи проанализировали записи трех миллионов пользователей. классифицировали новости как ложные, опираясь на информацию от шести независимых организаций, которые занимаются проверкой данных. Наиболее популярной темой для слухов оказалась политика. Вслед за ней шли городские легенды, бизнес, терроризм, наука, развлечения и природные катастрофы.