UA / RU
Поддержать ZN.ua

Стала ли Украина ближе к НАТО?

Автор: Владимир Кравченко

В Киеве даже отпетые реалисты и пессимисты до последнего надеялись на чудо в Вильнюсе.

Но чуда так и не случилось.

Читайте также: «Тут вопрос в том, чтобы выдержать еще несколько месяцев» – Байден о членстве Украины в НАТО

Несмотря на усилия Украины и стран Восточной, Центральной и Северной Европы, на Вильнюсском саммите НАТО наша страна не получила приглашение стать членом Альянса. Джо Байден и Олаф Шольц не нашли в себе мужества принять политическое решение, опасаясь прямой конфронтации с Россией. Страной, которая «представляет собой наиболее значительную и прямую угрозу безопасности союзников, а также миру и стабильности в евроатлантическом регионе».

Соблюдая консенсус, в Вильнюсе лидеры государств приняли компромиссное коммюнике: хотя «будущее Украины — в НАТО», но приглашение отправят, «когда союзники согласятся и условия будут выполнены».

Пятнадцать лет назад в итоговой декларации Бухарестского саммита страны НАТО уже согласились с тем, что Украина и Грузия станут членами военно-политической организации и поддержали наши заявки на присоединение к Плану действий относительно членства в Альянсе (ПДЧ). Но в итоге мы и грузины оказались в серой зоне безопасности. Спустя пять месяцев после саммита в Бухаресте последовало вторжение России в Грузию, а через шесть лет — и в Украину.

Стали ли мы ближе к НАТО по сравнению с 2008 годом, как об этом говорит генсек организации Йенс Столтенберг? Нет, мы стали даже дальше, поскольку отсутствуют и временнЫе рамки, и четкие критерии «согласия». Лишь общие слова, за которыми — отсутствие для Украины перспектив в ближайшее время не то, чтобы стать членом Альянса, а хотя бы даже получить приглашение. Потому-то сомнения в перспективах вступления нашей страны в НАТО только растут.

В последней отчаянной попытке добиться конкретики, президент Зеленский в преддверие саммита написал в своем Телеграм-канале резкий пост, где говорилось, что «похоже, нет готовности ни пригласить Украину в НАТО, ни сделать ее членом Альянса. Следовательно, остается возможность торговаться членством Украины в НАТО — в переговорах с Россией. А для России это означает мотивацию и дальше продолжать свой террор. Неопределенность — это слабость».

Заявление Зеленского может не нравиться и возмущать западных дипломатов и политиков, полагающих, что украинский президент слишком далеко зашел в своей жесткости, стремясь где личным обаянием, где дипломатическим прессингом добиться от Альянса желанного приглашения. Но Россия-то обстреливает не страны НАТО, а Украину. От рук россиян массово гибнут не немцы, испанцы, французы или американцы, а украинцы.

Читайте также: WSJ: Приглашение в НАТО помогло бы Зеленскому убедить украинцев пойти на горький мир с Россией
Читайте также: Страны Балтии продолжат "быть громкими" для вступления Украины в НАТО - Ринкевичс
Читайте также: Для вступления в НАТО США ожидают от Украины демократических реформ и реформ безопасности

Наша главная претензия к Западу в том, что в своей политике в отношении членства Украины в НАТО, стремясь продолжить жить в уютном мирке бюргеров, он не изменился; что западные политики принимают решения в рамках коротких предвыборных периодов, а не стратегического видения, частью которого является и наша страна.

Но и на Западе могут сказать: мы видим в Украине концентрацию власти; коррупцию (приобретающую черты мародерства); проблемы со свободой СМИ; невыполненные обещания, данные на высшем уровне; вместо кропотливой работы госаппарата — нахрапистость, хамство, пиар.

И с той, и с другой стороны есть исключения: Запад поставляет нам современное оружие, а украинцы проявляют массовый героизм.

Конечно, есть надежда, что Украину могут пригласить к членству и на Вашингтонском саммите НАТО: демократам во время президентской кампании тоже нужна красивая телекартинка успеха на внешнеполитическом поприще. Во всяком случае Байден на встрече с Зеленским заявил: «Думаю, что приглашение Украины к членству в НАТО — вопрос нескольких месяцев». Но это успокоительная цитата. И она не говорит, что на Вашингтонском саммите не окажется ряда стран не готовых приглашать нашу страну. 

Поэтому учитывая настроения в Белом доме, более вероятно, что если приглашение и прозвучит, то лишь после войны. Следовательно, решение НАТО в Вильнюсе означает одно: приглашение Путину продолжать войну.

Решение НАТО означает новые жертвы среди украинцев и новых беженцев. Новые бахмуты, херсоны, краматорски, львовы. Новые удары по энергосистеме. Новые потери для нашей экономики. Новые «каховские ГЭС».

Но пока будет длиться война, пока будет разрываться хотя бы один снаряд, пока Россия будет претендовать на украинские территории, Украина будет стоять в предбаннике Альянса.

Так разве Путин не достиг своей цели в «СВО» — не допустить членства Украины в НАТО?

Решение НАТО о приглашении Украины может быть и не остановило бы войну. Но оно стало бы сигналом для Путина, что Украину все равно возьмут в НАТО, как бы долго ни длилась война. Хотя это и маловероятно, но, возможно, это даже изменило бы поведение Путина.

А так — либо бесконечная война, либо подталкивание нас за стол переговоров с Путиным с неопределенными шансами войти в двери НАТО.

Читайте также: Украина понимает, что мы не можем быть в НАТО, пока идет война – Зеленский
Читайте также: FT: Чрезмерная осторожность НАТО в отношении Украины может придать Кремлю уверенности

Вместо приглашения в НАТО Украине предлагают альтернативу — «израильскую модель», предусматривающую укрепление обороноспособности нашей страны, слова солидарности, а также «інші солодощі». Среди них, во-первых, в Вильнюсе Украине пообещали упрощенную процедуру вступления в НАТО, минуя присоединение к ПДЧ. Теперь его роль будет выполнять адаптированная Годовая национальная программа (ГНП) — документ, который после Бухарестского саммита ежегодно разрабатывается украинскими властями и визируется украинским президентом как своеобразный аналог Плана действий относительно членства в НАТО.

ГНП — это программа, которая предусматривает многолетние реформы в сфере политики и экономики, укрепление верховенства закона и борьбы с коррупцией. Оценивать прогресс в выполнении необходимых для вступления реформ будут министры иностранных дел стран — членов Альянса. Возможно, в этой ситуации было бы куда лучше, если бы уже оставили ПДЧ с его четким списком требований, выполнение которых откроет двери НАТО. А ГНП может быть бесконечное множество, а их выполнение — не удовлетворять условиям членов Альянса.

Во-вторых, вместо Комиссии Украина—НАТО объявили о создании нового совместного органа — Совета Украина—НАТО для консультаций и принятия решений. Наша страна будет заседать на равных с 31 участником союза и сможет сама созывать Совет в случае необходимости. При символичности повышения уровня отношений, все же создание этого органа — «институциональная косметика», хотя в его мандате и записано, что «это инструмент приближения членства Украины» в Альянсе.

В-третьих, анонсировали очередной апгрейд Комплексного пакета помощи (КПП) в качестве многолетней программы поддержки для Украины, которая сделает возможным переход от советских к натовским стандартам.

В-четвертых, ряд стран объявили в литовской столице о военной помощи Украине. В частности, Франция поставит дальнобойные ракеты SCALP с радиусом поражения 250 км. Германия и Великобритания объявили о новых пакетах военной помощи. В Соединенном Королевстве под эгидой НАТО будет учрежден Центр реабилитации военнослужащих ВСУ. А коалиция из 11 стран уже в августе начнет обучение украинских летчиков управлению истребителями F-16 в Дании и Румынии.

В-пятых, страны G7 подписали совместную декларацию о «гарантиях безопасности» нашей стране, которые должны сделать из нее «второй Израиль». Эти гарантии будут действовать до тех пор, пока Киев не вступит в НАТО. «Большая семерка» намерена поставить больше вооружения, ускорить обмен разведданными, помочь в киберзащите, расширить программы обучения украинских военных и развивать в Украине промышленную базу, чтобы у нас были силы для сдерживания любой агрессии в будущем. Кроме того, страны G7 пообещали оказывать Украине срочную военную помощь в случае нового конфликта с Россией в будущем.

Но декларация — это политическое заявление, а не юридическое обязательство, как и будапештские заверения. Да и вильнюсские «гарантии безопасности» не идентичны пятой статье Вашингтонского договора. Они лишь укрепляют нашу обороноспособность: никто не будет «подписываться» за Украину и отправлять на российско-украинский фронт своих солдат. А ведь нам НАТО нужно не как звездочка на фюзеляже. Для нас это вопрос жизни и огромного количества смертей, вопрос прекращения войны.

Перспективы Украины стать членом военно-политического клуба неопределенны. Вместо этого наша страна становится барьером безопасности между Альянсом и Россией. И в этой ситуации нам совершенно без разницы, как нам не вступать в НАТО: с ПДЧ или без ПДЧ. Поэтому-то, несмотря на все вышеперечисленные «солодощі», послевкусие от Вильнюсского саммита осталось горьким. Триумфаторами же саммита стали Турция и Швеция: последняя имеет все шансы уже в ближайшее время стать 32-м членом НАТО.