Вашингтон значительно сократил свое военное присутствие в Сирии, заявил специальный представитель США в этой стране Томас Баррак, на фоне потепления отношений с Дамаском после падения режима сирийского диктатора Башара Асада, сообщает FT.
Такое сокращение военного присутствия отражает изменение регионального ландшафта безопасности.
По словам Баррака, США сократили количество военных баз в Сирии с пяти до трех.
"В конце концов мы перейдем к одной", - сказал он в понедельник, 2 июня, в интервью телеканалу NTV, добавив, что региональные партнеры должны усилить новую систему безопасности.
"Наша работа не заключается в том, чтобы быть гарантом безопасности для всех и каждого", - заявил Баррак, отметив, что есть возможность "начать новый диалог для всех в регионе, свободный от американского вмешательства".
В апреле Пентагон заявил, что США сократят численность своих войск на северо-востоке Сирии, где они проводят операцию против ИГИЛ с 2014 года, с двух тысяч военных до "менее чем тысячи" что отражает "успех Соединенных Штатов в борьбе с ИГИЛ".
Такие изменения отражают также давнее нежелание президента США Дональда Трампа держать американские войска в Сирии. В 2018 году, во время своего первого срока в Белом доме, Трамп приказал вывести все американские войска из северо-восточных регионов Сирии, но отменил свое решение. Тогда этот шаг вызвал панику среди возглавляемых курдами Сирийских демократических сил (SDF).
Но присутствие SDF в приграничном регионе с Турцией уже давно вызывает возмущение Анкары, которая считает группу продолжением Рабочей партии Курдистана (РПК). РПК в течение четырех десятилетий вела повстанческую борьбу против Турции, но в прошлом месяце объявила о своем "роспуске". С 2016 года Турция провела несколько наступательных операций в Сирии, чтобы оттеснить SDF от своих границ, а также вооружила и обучила сирийские группировки противостоять курдским силам.
После избрания Трампа на второй срок SDF начали готовиться к сценарию, по которому американские войска снова будут выведены. Этот процесс ускорился после падения режима Асада в декабре.
В марте поддерживаемые США SDF, которые, по оценкам, насчитывают более 60 тысяч бойцов, договорились об интеграции в военные и гражданские учреждения центрального правительства Сирии, что стало значительным прорывом для временной власти в Дамаске. Пока, однако, не наблюдается значительного прогресса в реализации соглашения, поскольку переговоры между двумя сторонами тормозятся техническими моментами.
Несмотря на территориальное поражение в 2019 году, ИГИЛ остается мощным источником нестабильности в Сирии. Пентагон заявил, что за последний год совершил десятки авиаударов по ИГИЛ, чтобы лишить боевиков возможности восстановить свои силы.
Разрозненные повстанческие группировки, многие из которых (но не все) лояльны к нынешнему сирийскому лидеру Ахмаду аль-Шараа, поддерживают безопасность в то время, как правительство работает над их объединением в единую централизованную армию. ИГИЛ пытается воспользоваться этим моментом. На прошлой неделе группировка взяла на себя ответственность за два нападения на юге страны, где в последние годы боевики были относительно неактивными. Сирийские правительственные силы проводят рейды против боевиков ИГИЛ на фоне опасений, что те перегруппировываются.
О том, какие новые конфликты могут назревать в "свободной" Сирии и грозит ли стране новая буря, прогнозировал Вячеслав Лихачев в статье "Украина, Сирия и Ближний Восток: почему нас должна волновать новая расстановка сил?".
