В этом году США провели тайные переговоры с Ираном, пытаясь убедить Тегеран использовать влияние на йеменских хуситов, чтобы те прекратили нападения на корабли в Красном море. Об этом сообщает FT, ссылаясь на американских и иранских официальных лиц.
Непрямые переговоры, в ходе которых Вашингтон также выразил обеспокоенность расширением ядерной программы Ирана, состоялись в Омане в январе и стали первым диалогом за последние десять месяцев между сторонами.
Американскую делегацию возглавляли советник Белого дома по вопросам Ближнего Востока Бретт Макгерк и посол США в Иране Абрам Пэйли. Тегеран представлял заместитель министра иностранных дел Ирана Али Багери Кани, который также является главным переговорщиком Ирана по ядерной программе. Западные государства обеспокоены ядерной программой Ирана, поскольку Тегеран продолжает обогащать уран.
Переговоры подчеркивают, как администрация президента США Джо Байдена использует дипломатические каналы со своим врагом наряду с военными средствами сдерживания в попытке достичь деэскалации волны региональных боевых действий с участием поддерживаемых Ираном боевых группировок на фоне войны Израиля с ХАМАС.
По словам источника издания, непрямой диалог США с Ираном включает передачу информации о том, что нужно сделать, чтобы предотвратить еще большее расширение конфликта.
Второй раунд переговоров с участием Макгерка был запланирован на февраль, но был отложен, поскольку США были заняты вопросом достижения соглашения между Израилем и ХАМАС с целью прекращения войны в Секторе Газа и освобождения заложников.
"У нас есть много каналов для передачи сообщений Ирану. Начиная с 7 октября, все они были сосредоточены на обсуждении полного спектра исходящих от Ирана угроз и необходимости для Ирана прекратить всестороннюю эскалацию", - сказал представитель Государственного департамента США, отказавшись предоставить детали.
В последний раз о непрямых переговорах между США и Ираном сообщалось в мае прошлого года.
После нападения ХАМАС на Израиль 7 октября прошлого года поддерживаемое Ираном ливанское боевое движение "Хезболла" ежедневно обстреливает Израиль через границу, в то время как йеменские хуситы атакуют корабли, в том числе торговые суда и корабли ВМС США, в Красном море. Кроме того, союзные Тегерану иракские ополченцы запустили десятки ракет и беспилотников против американских сил в Ираке и Сирии.
Официальные лица США неоднократно обвиняли Тегеран в передаче хуситам беспилотников, ракет и предоставлении разведывательных данных для нападений на судоходство.
Иран признает политическую поддержку хуситов, контролирующих север Йемена и оправдывающих свои нападки поддержкой палестинцев. Однако Тегеран настаивает, что повстанцы действуют самостоятельно.
В то же время появились признаки того, что Тегеран пытался ослабить напряженность в отношениях с Вашингтоном после атаки беспилотника на американскую военную базу на иорданско-сирийской границе, в результате которой погибли три американских военнослужащих.
После того, как Байден пообещал привлечь к ответственности стоящих за атакой, Иран отозвал из Сирии высших командиров своих сил Корпуса стражей исламской революции. Через несколько дней американские войска совершили волну атак против связанных с Ираном сил в Сирии и Ираке.
С 4 февраля американские базы в Ираке и Сирии не попадали под нападения, а американские официальные лица говорили о признаках того, что Тегеран работает над сдерживанием иракских ополченцев.
Хотя конечная цель Ирана — выгнать американских военных из Ирака и Сирии, Тегеран четко дал понять, что хочет избежать прямого конфликта с США или Израилем, а также не допустить полномасштабную региональную войну.
Однако, несмотря на многочисленные удары США и Великобритании по военным объектам хуситов, повстанцы продолжают нападения на суда. С октября группировка совершила 99 нападений в Красном море и близлежащих водах, в результате которых пострадали 15 коммерческих судов, в том числе четыре американских.
Американские официальные лица признают, что только военных действий будет недостаточно для сдерживания хуситов, и считают, что в конечном итоге Тегерану придется оказывать давление на группировку. Хотя хуситы менее идеологически близки к Тегерану, чем другие боевые группировки, эти отношения углубляются, поскольку движение становится все более важным членом "оси сопротивления", поддерживаемой Ираном.