На выходных коалиционные силы, в состав которых вошли Израиль, США, Великобритания, Франция, Иордания и другие партнеры, предотвратили значительную воздушную атаку на Израиль со стороны Ирана. Согласно данным Армии обороны Израиля, более 99% из 350 целей — беспилотников, крылатых и баллистических ракет — были сбиты, большинство из них за пределами израильского воздушного пространства. Невероятно, но ни одна важная цель в Израиле не была поражена.
Но противовоздушная оборона не является сферой применения одной боевой системы типа Aegis, какой бы хорошей она ни была. Скорее — как мы увидели на выходных — нужна сложная интеграция всех элементов "цепи поражения", которые работают вместе, чтобы сбить даже одну баллистическую ракету, крылатую ракету или беспилотный летательный аппарат. В случае с иранской атакой, первым шагом к успешной обороне стало объединение основных воздушных датчиков (спутников и беспилотников) с многочисленными радарами ближнего радиуса действия. Успех также требовал исключительного технического обслуживания — никакой ошибки в работе критически важных систем, пишет Bloomberg.
Но хороший результат одной ночи не является гарантией будущего успеха. Коалиция, защищавшая Израиль, осознает, что технологии Ирана улучшаются. Украина подверглась многим значительным ударам российских беспилотников и ракет, в частности, по электросетям, несмотря на наличие систем противовоздушной обороны Patriot.
Агентство Bloomberg считает, что необходимо внедрить высокоэнергетические лазеры в оборонные комплексы США. Самое важное, что это решило бы проблему хранения ракет. Сейчас военные хотят выпускать по меньшей мере две, а лучше три ракеты по каждой приближающейся цели. Эсминец с управляемой ракетой может нести чуть менее 100 ракет, которые могут быстро исчерпаться во время боя. Они также дорогие — 2 миллиона долларов за каждую ракету SM-2, выпускаемую системой Aegis. Лазерные системы не нуждаются в таких снарядах — но остаются большие проблемы с обеспечением достаточной мощности в точке удара.
Сочетание средств радиоэлектронной борьбы (глушение) и наступательных средств кибервойны может сделать летящие ракеты неэффективными. По сути они ослепляют сенсоры и системы наведения. Сейчас у США есть системы, которые могут быть эффективными, но только против определенных типов вражеских ракет. А когда цель уже в полете, становится очень трудно повлиять на ее высокотехнологичное оборудование наводки. Поэтому требуются целенаправленные разработки и испытания.
Другим ключевым элементом являются спутниковые системы, которые предоставляют тактическую информацию, объединяющую командование и управление. Доминирование в противовоздушной обороне потребует наличия хорошо защищенной космической системы для разведки, связи и наведения на цель. Новые большие угрозы для таких технологий связаны с кибератаками и противоспутниковым оружием космического базирования вроде разрабатываемого Россией.
Наконец, с появлением беспилотников и гиперзвуковых ракет радары потребуют еще большей дальности действия, вычислительной мощности и точности, чтобы предоставлять точные данные для управления огнем ракет и, наконец, лазеров. Поэтому несмотря на успешные действия коалиции против атаки Ирана, обеспечение способности вооруженных сил США защитить свою страну, партнеров и союзников потребует больше ресурсов, разумных технологий и творческих усилий в следующем десятилетии.
Напомним, что бывший посол США в Украине Джон Хёрбст сообщил, что США не сбивают воздушные цели для Украины из-за робости. Хёрбст отметил, что Байдена напугали постоянные ядерные угрозы Путина и Америка ведем себя так, будто она не ядерная сверхдержава.