UA / RU
Поддержать ZN.ua

США не контролируют ядерную программу Ирана — The Washington Post

Миру, возможно, придется приспосабливаться к очередному автократическому режиму с ядерным оружием.

Решение бывшего президента США Дональда Трампа в 2018 году выйти из ядерного соглашения с Ираном, возможно, стало наиболее катастрофическим просчетом американской внешней политики с момента вторжения в Ирак в 2003 году, пишет The Washington Post.

Согласно ядерному соглашению 2015 года, Иран лишился 97 процентов своего ядерного топлива и ограничил обогащение урана до 3,67 процента. Время приближения Ирана к производству достаточного количества материала для изготовления ядерной бомбы оценивалось более чем в один год.

Выход Трампа из соглашения позволил Тегерану возобновить свою ядерную программу. В прошлом году Международное агентство по атомной энергии сообщило, что Иран в 12 раз превысил разрешенный по соглашению уровень обогащения урана.

Время приближения Тегерана к созданию ядерной бомбы существенно сократилось. Конечно, изготовление боеголовок, необходимых для ядерного оружия, требует времени, но Иран сейчас гораздо ближе к этой цели, чем был в 2018 году.

Даже бывшие чиновники службы безопасности Израиля, большинство из которых выступали против ядерного соглашения бывшего президента США Барака Обамы, теперь признают, что выход из него принес негативные последствия.

«Глядя на политику относительно Ирана за последнее десятилетие, главной ошибкой стал выход администрации США из ядерного соглашения», - заявил бывший министр обороны Израиля Моше Яалон.

Бывший директор Моссада Тамир Пардо назвал выход США из ядерного соглашения «трагедией». Генерал в отставке Исаак Бен Израэль назвал «усилие бывшего израильского премьер-министра Беньямина Нетаньяху убедить администрацию Трампа выйти из ядерного соглашения наихудшей стратегической ошибкой в ​​истории Израиля».

Администрация президента США Джо Байдена пыталась возобновить ядерное соглашение. В Вене продолжаются переговоры.

Но новый президент Ирана Ибрагим Райси не проявил особого интереса к компромиссу. В этом месяце госсекретарь Энтони Блинкен заявил, что «Иран сейчас, кажется, не серьезно относится к тому, что нужно сделать, чтобы вернуться к соглашению».

Это означает, что Соединенные Штаты и Израиль, возможно, приближаются к решению, которого они долго боялись: начать атаку против Ирана или позволить Тегерану получить собственную ядерную бомбу.

В прошлом можно было предположить, что атака на Иран относительно действенный вариант, но сейчас все изменилось.

Нация с населением 85 миллионов человек — Иран сейчас больше и гораздо сильнее противников, которых Америка не могла победить в Ираке и Афганистане. И его ядерная программа намного мощнее, чем была, например, в Ираке или Сирии, когда Израиль атаковал потенциальные ядерные объекты в этих странах в 1981 и 2007 годах.

Иранская ядерная программа разбросана по десяткам скрытых объектов, все они защищены сложной системой противовоздушной обороны. К примеру, Фордовский завод по обогащению топлива «спрятан» глубоко под землей. Для уничтожения завода, если это возможно, понадобится специальное оружие. У Израиля нет ни соответствующей бомбы, ни бомбардировщика необходимого для ее сброса.

Соединенные Штаты могли бы, конечно, предоставить Израилю эти боеприпасы или они могли бы сами начать атаку на иранские объекты. Но даже успешные удары только задержат ядерную программу Ирана, но не остановят ее. Можно ликвидировать ядерные объекты, но не полученный «ядерный опыт».

Более того, существует реальный риск, что любое нападение может спровоцировать более масштабную войну на Ближнем Востоке. Иран, вероятно, отомстит войскам США и американским союзникам.

Например, «Хезболла» может нацелить на Израиль более 100 тысяч ракет, которых достаточно, чтобы разрушить его противоракетную оборону. Есть веская причина, почему ни один израильский или американский лидер не хотел начинать масштабную атаку против Ирана. Война с Тегераном может стать началом более серьезного противостояния.

Допустить Иран к получению ядерного оружия, если это окажется неизбежным, с одной стороны может стать менее опасным вариантом. Иранский режим использовал террористов-смертников в прошлом, но сам по себе он не самоубийца. Его лидеры знают, что Израиль имеет большой ядерный арсенал, включая ядерные ракеты, которые развернуты на подлодках и могут пережить любое нападение на Израиль.

Соединенные Штаты могли бы еще больше сдерживать Иран, распространив свой «ядерный зонтик» не только на Израиль, но и на Саудовскую Аравию, Турцию и другие соседние государства. Ядерное оружие позволит Ирану предотвратить вторжение США, которое все равно вряд ли произойдет, но оно не сделает ничего, чтобы защитить режим от наибольшей опасности: восстания собственного народа.

Администрация Байдена должна продолжать пытаться мирным путем остановить иранскую ядерную программу, но это может оказаться невозможным из-за катастрофического решения Трампа выйти из соглашения. А если эти усилия не принесут результатов? Мир уже жил с ядерной бомбой в руках других автократических режимов, таких как Россия или Северная Корея. По всей вероятности, скоро придется смириться и с «ядерным Ираном», резюмирует издание.

Читайте также: Израиль и ОАЭ проведут переговоры по вопросу Ирана и двусторонним отношениям

Ранее  Иран отказался от любых компромиссов, которых удалось достичь во время предыдущих переговоров по возобновлению ядерной сделки 2015 года. 

Министры обороны США и Израиля Ллойд Остин и Бени Ганц встретились в Вашингтоне, где обсудили иранскую ядерную проблему. Ллойд Остин пообещал, что его страна направит все усилия на то, чтобы Иран не смог создать ядерное оружие.