UA / RU
Поддержать ZN.ua

Сокращение населения Китая может стать проблемой для всего мира — Bloomberg

Миру придется приспособиться к потенциальному снижению производства и подорожанию товаров.

За десять лет население Китая увеличилось на 72 миллиона. Замедление темпов роста китайского населения не приведет к кризису в пределах самого Китая, но остальной части планеты придется приспособиться к возможному падению производства и подорожанию товаров, пишет Bloomberg.

Самые медленные темпы роста населения Китая за последние десятилетия будут ощущаться острее за пределами самой страны. Экономика Пекина и в дальнейшем будет набирать обороты, и доходы тоже могут расти, но более медленными темпами.

Однако, остальным странам мира придется приспособиться к постоянно вялым темпам глобального экономического «движения» и потенциальному уменьшению дефляционного давления. Китай как неограниченный источник дешевой рабочей силы, что снижает стоимость всего, от посудомоечных машин до кукол, может остаться в прошлом.

Перепись, которая проводится раз в десятилетие, показала, что в прошлом году в Китае проживало 1,412 миллиарда человек. Среднегодовой рост населения 0,53% за последнее десятилетие был самым медленным темпом с 1953 года.

Длительные тенденции стали более выраженными: население трудоспособного возраста упало до 63,4% по сравнению с более чем 70% десятилетие назад, тогда как доля жителей в возрасте от 60 лет и старше прыгнула вверх. Сейчас более половины граждан Китая проживают в городах.

Не исключено, что численность населения трудоспособного возраста в Китае может уменьшиться за несколько лет, но это не значит, что надвигается кризис. Некоторые из самых богатых экономик мира уже давно ведут борьбу с падением населения.

Население Японии достигло пика в 2010 году, а Южная Корея зафиксировала свой первый спад в 2020 году. Сингапур сообщил о своем первом сокращении населения с 2003 года. Каждая из этих стран давно ведет борьбу со старением общества и снижением уровня рождаемости, тогда как граждане постоянно сопротивляются намерениям чиновников повысить рождаемость.

Однако фактически каждая из этих стран имеет первоклассную инфраструктуру, современные школы, высокий уровень жизни и важную роль в технологических цепях поставок, что также дает возможность процветать даже в эпоху пандемии.

Китаю не нужно бояться за свою «коммерческую жизнеспособность» только потому, что такой неизбежный побочный продукт прогресса догнал его. В конце концов, это относительно распространенная модель экономического развития: уровень жизни повышается, люди проводят больше времени в учебных заведениях, позже женятся, борются с высокими затратами на жизнь и хотят потратить больше на детей, которые у них есть. Даже если Пекин примет меры для отмены политики «одного ребенка», вероятно, ситуация существенно не изменится. Такая широкая глобальная тенденция может быть слишком мощной даже для «государственной мускулатуры» Китая.

Последствия для остальной планеты могут быть более серьезными. Движение мирового экономического рынка в значительной степени полагалось на Китай в течение последних нескольких десятилетий, особенно после финансового кризиса 2007-2009 годах. Его валовой внутренний продукт с 2000 года вырос со среднегодовым уровнем около 8%. Эквивалентный показатель для США составлял чуть менее 2%.

Согласно расчетам Bloomberg, Китай внесет больше пятой части общего прироста мирового ВВП к 2026 году. США составят 14,8%, а Индия и Япония - 8,4% и 3,5% соответственно. Падение населения, скорее всего, будет означать и медленный общий рост, даже если ВВП на душу населения будет продолжать расти.

Также важным вопросом для обсуждения остается стабильно низкая инфляция - то, что центральные банки везде сначала радостно принимали, но сейчас все больше волнуются по этому поводу.

Рост Китая, превращение страны в «глобальную мастерскую» и одного из ключевых экспортеров в значительной степени отражало способность Пекина предлагать огромные объемы сравнительно дешевой рабочей силы транснациональным компаниям и их поставщикам. В процессе этого страна была главной силой в сдерживании цен на товары, предназначенные для полок в США и Европе.

Вполне возможно, что преимущества этой эпохи остались в прошлом благодаря сужению рынка труда.

«Роль Китая в мировой экономике сейчас изменилась», - писали Чарльз Гудхарт и Манодж Прадхан в своей книге «Большой демографический перелом: старение обществ, уменьшение неравенства и возрождение инфляции».

Это не совсем плохие новости, по крайней мере в начале. Китайская модель, которая больше не базируется на дешевой рабочей силе, приведет к уничтожению одного из факторов, что поддерживает низкую инфляцию.

К примеру, прогулка парками, районами ночной жизни и торговыми центрами допандемического Токио свидетельствует о том, что уменьшение численности населения еще не означает сплошной катастрофы. США уже пережили второй самый медленный темп роста населения в истории в прошлом десятилетии - 7,4%, и все же жизнь продолжается. Если Китай стремится к мировому экономическому лидерству, он должен принять все последствия: вялая демография является «частью сделки», резюмирует издание.

Читайте также: Противостояние Китая и США меняет глобальные политические стандарты — FT

Население Китая сократилось впервые за пять десятилетий. Коммунистическая партия давно знала, что частично в результате ее жестокой политики контроля рождаемости, население Китая вскоре достигнет пика и начнет сокращаться. Однако этот момент приближается быстрее, чем ожидалось.

Нынешнее падение численности населения происходит, несмотря на ослабление строгой политики планирования семьи, направленной на то, чтобы обратить вспять падение рождаемости в самой густонаселенной стране мира.