Когда-то давно, когда Генеральными секретарями 3 были Бутрос Бутрос Гали и Хавьер Перес де Куэльяр, в Великобритании шутили, что обязательно нужно иметь имя, которое сложно произнести, чтобы занять такую высокую должность.
И поскольку кресло Генсека переходит от региона к региону, а сейчас очередь дошла к Восточной Европе, то это правило тоже должно сохраниться. Поскольку славянские имена часто тяжело прочитать. Но может случится и иначе. Поскольку главные кандидаты на пост Генерального секретаря ООН – это две женщины из Болгарии и их имена на английском языке звучат довольно несложно.
Об этом сегодня пишет The Economist, добавляя, что в Софии продолжаются политические спекуляции и споры, кого из них Болгария предложит на высокую должность. Генсек ООН не может предлагать или накладывать вето на навязанные кем-то решения, приказывать войскам вмешиваться в войны или издавать указы. Но для маленьких стран, которые хотят стать хоть немного заметными и влиятельными в мире, главная должность в ООН – желаемый приз. Второй срок Пан Ги Муна во главе организации заканчивается в 2017 году и политические соревнования относительно того, кто станет его преемником, уже начались.
Генсека ООН избирают члены Совета Безопасности. А это означает, что Россия и США как постоянные члены имеют на этот процесс большое влияние. Издание пишет, что Америка уже начала оказывать давление, требуя, чтобы новым Генеральным секретарем впервые стала женщина. Избирательная кампания обещает быть "грязной": кандидаты и их союзники тихо ведут борьбу друг против друга и некоторые даже обещают доказать коррумпированность соперников.
Самым же претендентам приходится играть сразу на двух шахматных досках: дома, чтобы добиться от правительства лояльности именно к своей кандидатуре, и на международном уровне, чтобы склонить на свою сторону Вашингтон и Москву.
Болгарские кандидатки сейчас занимают очень сильные позиции на обоих фронтах. Одна из них – нынешняя глава ЮНЕСКО Ирина Бокова. Ее соперница – вице-президент Еврокомиссии по вопросам бюджета Кристалина Георгиева. На прошлой неделе последняя уже представила свой амбициозный план по финансированию гуманитарных программ в качестве сопредседателя комиссии, созданной Пан Ги Муном. Это указывает на то, что нынешний Генеральный секретарь, возможно, благосклонен к ее кандидатуре.
В Софии тем временем премьер-министр Бойко Борисов находится под давлением, поскольку ему приходится выбирать, кого из двух женщин выдвинуть на должность Генсека ООН. Георгиева входит в его окружение и он бы хотел, чтобы она осталась его союзницей в Брюсселе, тем не менее он может поддержать ее и в вопросе ООН.
В это же время, Бокова имеет связи с болгарской оппозицией, но одна из партий в правящей коалиции тоже на ее стороне. 14 января лидер этой политической силы угрожал выходом из парламентской коалиции, если кандидатуру Боковой не выдвинут на должность Генсека ООН. Ранее благосклонно к Боковой относились и в США. Но она нажила себе врагов в 2011 году, пытаясь склонить Вашингтон к большей поддержке властей Палестины. Поэтому теперь ее рассматривают как промосковского кандидата.
Тем временем, за каждым поворотом в битве за кресло Генсека ООН следят кандидаты второго порядка. Каждый из них надеется, что болгарские претенденты выведут друг друга из игры, однако кандидаты "на подхвате" тоже имеют свои проблемы.
К примеру, министр иностранных дел Хорватии Весна Пусич уже давно хочет стать Генеральным секретарем ООН, но нынешнее хорватское правительство вряд ли поддержит ее. Остальные кандидаты не смогли обратить на себя нужное внимание. К примеру, кампания бывшего премьер-министра Словении Данила Турка осталась без внимания. У министра иностранных дел Черногории Игоря Луксича тоже очень мало шансов быть избранным, так же, как и у македонского главы МИД Сргъяна Керима.
Единственные, кто смог бы стать претендентами на должность в ООН в случае провала обоих кандидатов из Болгарии – это бывший министр иностранных дел Сербии Вук Еремич и экс-премьер Словакии Мирослав Лайчак. Но сербский дипломат нажил себе врагов во многих западных столицах, развернув кампанию против признания независимости Косово в 2008 году. Однако недавно у него появились влиятельные друзья в Америке, которые помогают избавиться от плохого наследия. Но сербское правительство пока не рассматривает кандидатуру Еремича.
Лайчак – это "темная лошадка". И если нынешнее словацкое правительство победит на выборах в марте, тогда его могут выдвинуть на должность Генсека ООН. В это же время, решающим фактором остается договоренность Америки и России в отношении претендента на эту должность. И если ни один из нынешних главных кандидатов не устроят стороны, тогда абсолютно новое компромиссное имя может появиться в последний момент.
Вместе с тем, трудно предсказать, какую позицию займет новый Генеральный секретарь ООН относительно войны на Востоке Украины и идеи отправить миротворцев. А Киев намерен добиться рассмотрения возможногоразвертывание миротворческой миссии в Донбассе.
Однако против этого предсказуемо выступила Россия. В частности, постпред России в ООН Виталий Чуркин назвал идею отправки миротворцев в Донбасс "отвлечением внимания". По его словам, Киев хочет в зоне конфликта "голубые каски" потому, что якобы не выполняет Минские соглашения.
В этом же ключе на предложение Киева привлечь к решению конфликта в Донбассе "голубые каски"отреагировали и лидеры пророссийских террористов. В частности Денис Пушилин из так называемой "ДНР" сказал, что в Минских соглашениях ничего о миротворцах не сказано.