UA / RU
Поддержать ZN.ua

Шпионские программы стали угрозой для демократии — FT

Авторитарные страны следят за диссидентами и журналистами.

Активисты, ученые, представители бизнеса и журналисты, работающие в автократических странах, давно подозревают, что спецслужбы следят за ними и прослушивают телефонные звонки. На непосредственных встречах мобильные телефоны выключаются во время важных разговоров, из-за опасности прослушивания. Но утверждение о том, что шпионские программы военного класса, разработанные израильской компанией NSO Group, использовались для слежения за репортерами и активистами в некоторых странах вызывает глубокое беспокойство, пишет Financial Times.

Это прямое вторжение в частную жизнь. Шпионское программное обеспечение NSO Pegasus позволяет проникать в самые темные уголки смартфонов - личные данные, личные сообщения, фотографии и списки контактов. Программа может включать камеры и регистраторы для разговоров.

Технология была разработана для борьбы против террористов и преступных группировок, но она стала инструментом для авторитарных государств, чтобы шпионить за диссидентами. Правительства, причастные к обвинениям, включают Саудовскую Аравию, Объединенные Арабские Эмираты и Венгрию.

Телефоны жертв слежения были проверены Amnesty International, которая провела расследование в сотрудничестве с организацией Forbidden Stories. Компания NSO сообщила, что «расследует заявления о возможных злоупотреблениях».

NSO уже не впервые борется с обвинениями в том, что ее программное обеспечение было использовано для шпионажа за журналистами. WhatsApp подает иск по подозрению, что NSO отправляла шпионское программное обеспечение более тысячи клиентов с помощью программы обмена сообщениями.

Правительства имеют законные причины использовать технологический прогресс для борьбы с настоящими угрозами безопасности, такими как организованная преступность и терроризм. И не только автократии нарушают права граждан, о чем свидетельствует ситуация с Эдврдом Сноуденом восемь лет назад. Бывший сотрудник Агентства национальной безопасности раскрыл масштабы программ наблюдения США. Однако нет оснований следить за теми, кто выступает за права человека. Ситуация с NSO усиливает подозрение о том, что шпионское программное обеспечение часто используется в злонамеренных государственных целях.

Большинство пользователей смартфонов защищены. Но главный вызов для технологических компаний, таких как Apple, возникает тогда, когда против людей используется программное обеспечение, разработанное такими компаниями, как NSO, ведь цель подобных программ заключается в прохождении защиты технологических компаний.

В последнее время обострилась необходимость сотрудничества между технологическими компаниями и правительствами для выявления уязвимых мест, обмена выводами и обеспечения защиты пользователей.

Вполне ожидаемо, что автократические режимы используют шпионское программное обеспечение для слежения и запугивания. Но Израилю - центру развития шпионских программ, нужно серьезно отнестись к этим утверждениям. Министерство обороны утверждает «экспорт» программного обеспечения. Однако это не значит, что министерства или компании считаются с тем, как применяется технология. Возможно, в подобной ситуации нужен один и тот же механизм, который используется для продажи оружия.

Израиль должен приостановить экспортную лицензию шпионского программного обеспечения, пока продолжается расследование. Западные демократические столицы также могут взять на себя ответственность, поскольку большинство стран, где используется программа, считаются партнерами. Важно обеспечить то, что подобная ситуация не будет повторяться. Основные права на приватность должны быть защищены, резюмирует издание.

Читайте также: Президента Франции могла прослушивать иностранная спецслужба – Le Monde

Власть авторитарных государств и различные спецслужбы могли годами следить за правозащитниками, журналистами и политиками, используя шпионскую программу, которая была разработана израильской фирмой NSO Group.

Немецкие СМИ в течение нескольких месяцев принимали участие в журналистском расследовании «Проект Pegasus».