Цель нового президента США Джо Байдена - присоединиться к иранской ядерной сделке, которую его предшественник Дональд Трамп стремился уничтожить. Достижение договоренностей с Ираном всегда было процессом испытаний. Решение Трампа отказаться от сделки и ввести санкции против исламской республики фактически разрушило надежды на минимальную "разрядку" между давними врагами. К тому же, кампания «максимального давления» на Иран не принесла ожидаемых результатов. Для того, чтобы спасти соглашение сейчас, обе стороны должны пойти на компромисс, пишет Financial Times.
Тегеран обвиняет Вашингтон в нарушении соглашения, которого Иран придерживался, пока Трамп не ввел санкции. Сторонники жесткой политики иранского режима, которые уже давно говорили о том, что договоренности с США - это ошибка, сейчас чувствуют уверенность. Между тем Байден должен найти путь к восстановлению сделки.
Сейчас путь к спасению соглашения выглядит как сплошное противостояние, поскольку каждая сторона настаивает на том, что другая должна сделать первый шаг. Вашингтон заявляет, что Иран должен вернуться к полному соответствию условиям договора, тогда как Тегеран требует сначала отмены санкций.
Но в интересах обеих сторон двигаться вперед и идти на компромиссы, если они хотят обеспечить выживание сделки, направленной на избежание обострения гонки вооружений на Ближнем Востоке. Сейчас можно наблюдать по крайней мере минимальные признаки того, что конфронтация Ирана и США по соглашению может ослабляться. Обе стороны дали знак, что они способны делать жесты, демонстрирующие серьезность намерений по сохранению договоренностей.
Тегеран достиг компромисса с Международным агентством по атомной энергии, которое контролирует ядерную деятельность Ирана. Ведь перед этим режим угрожал запретить ядерные инспекции. Сейчас Тегеран разрешил некоторые проверки в течение трех месяцев. Это открывает окно возможностей, которое администрация Байдена и европейские стороны, подписавшие соглашение, должны использовать для создания условий взаимодействия с Ираном на следующих этапах.
США начали частично облегчать кампанию "максимального давления" Трампа. Соединенные Штаты ослабили ограничения на поездки для иранских дипломатов в ООН и предложили переговоры с иранскими чиновниками и другими странами, подписавшими соглашение - Германией, Францией, Великобританией, Китаем и Россией. Тегеран пока не подтвердил свое участие.
Прогресс, хотя и медленный, но свидетельствует о начале постепенного пути к соглашению. Администрация Байдена могла бы сделать больше, чтобы «завоевать доверие» Тегерана, но при этом на подчиняться требованиям Ирана полностью отменить санкции. Поскольку Исламская республика столкнулась с экономикой, избитой санкциями и пандемией коронавируса, Вашингтон может предложить некоторое облегчение. Одним из вариантов было бы позволить импортерам нефти, таким как Южная Корея и Япония, предоставить Ирану доступ к миллиардам долларов нефтяных доходов. Тегеран мог бы использовать эти средства на импорт "гуманитарных" товаров, таких как продукты питания и лекарства, включая вакцины против COVID-19.
США также могли бы предложить отказ от санкций, которые мешают Ирану отправлять излишки обогащенного урана и «тяжелой воды». Решение Трампа запретить это было неудачным; Иран должен экспортировать материалы, чтобы уменьшить свои запасы, а также чтобы выполнить договоренности. Европейские страны должны координировать свои действия с Тегераном и Вашингтоном, чтобы создать дорожную карту, которая ведет к полному соблюдению Ираном соответствующих ядерных ограничений. Иран не должен делать больше провокационных шагов для расширения своей ядерной деятельности. Тегеран мог бы использовать свое влияние на иракские ополчения, чтобы остановить нападения на американский персонал и активы в Ираке.
Ядерная сделка 2015 года имеет свои недостатки и не касается ракетной программы Ирана и региональной деятельности. Но если Вашингтон и Тегеран смогут найти дипломатический путь для того, чтобы обе стороны полностью выполнили договоренности, это может дать платформу, чтобы начать более жесткие и долгосрочные усилия по решению других важных проблем. Неспособность преодолеть первое же препятствие приведет лишь к большей нестабильности и повысит риск конфликта, резюмирует издание.
С момента вступления в должность нового президента США Джо Байдена региональные доверенные лица Ирана не теряли времени. Недавно повстанцы хуситы в Йемене взяли на себя ответственность за атаку беспилотника на аэропорт Абха в Саудовской Аравии; одного из самых известных критиков "Хезболлы" журналиста Локман Слима нашли мертвым в своем автомобиле в Ливане; в Ираке шиитскую группировку подозревают в нападении на военную базу США - все это стало серьезными внешнеполитическими вызовами для Байдена.