Президент Сербии Александар Вучич в минувшую пятницу в телевизионном обращении к согражданам представил собственный план нормализации отношений между Белградом и Приштиной и «защиты сербов» в Республике Косово (РК).
План очень напоминает односторонние требования Сербии к власти Косово и международному сообществу. В его основе лежит признание Вучичем факта, что сербское государство мало делает для сербов Косова и их защиты. По его мнению, это дало возможность косовскому премьеру Альбину Курти не выполнять ранее взятые обязательства и предпринимать несогласованные односторонние действия.
Квинтэссенцией, неким лозунгом можно считать требование Вучича Status Quo Ante (т.е. вернуться к довоенному состоянию 1992 года, когда Косово было под Сербией?). Иными словами: Косово — это Сербия. Ни больше, ни меньше. И обсуждению не подлежит.
Сей план содержит семь основных требований, большинство из которых вряд ли признает Приштина и посредники от Евросоюза, США, Великобритании, а прочтение некоторых из них оставляет чувство тревоги.
Пункт первый объявляет проведение свободных и демократических местных выборов на севере «Косово и Метохии» (так Вучич называет Республику Косово, хотя далее не отказывается и от общепринятого Косово) под контролем и с помощью ОБСЕ и ЕС. Это один из немногих пунктов, по которому существует согласие практически всех сторон.
Пункт второй требует выполнения Брюссельского соглашения 2013 года путем коллективного возвращения сербов в региональное управление косовской полиции «Север». Подразумевается, что в сербских анклавах Косово должны служить в основном сербы. И ни слова об интеграции этих подразделений в единую Косовскую полицию и этническом балансе. Вряд ли с подобным согласится центральная власть в Приштине, да и в любом другом государстве. Ведь она получит фактически неподконтрольные ей вооруженные формирования, настроенные далеко не патриотично по отношению к РК.
Третье требование — возвращение сербских судей и прокуроров к исполнению своих функциональных обязанностей и обеспечение стабильной деятельности сербских институтов в Косово. Нельзя забывать, что сербы покинули работу в органах исполнительной власти по указанию Белграда несколько лет назад, что может повториться в любой момент. И опять ни слова об интеграции в правовое поле и структуру судебных органов Косово.
Четвертое требование — вывод спецназа косовской полиции из «незаконно созданных» (так считает Вучич) баз и контрольно-пропускных пунктов на севере Косово, а также из помещений, где временно разместились госслужащие-сербы, оказывающие административные услуги гражданам. Пока что именно спецназ и подразделения КФОР обеспечивают порядок на севере РК, после того как сербские полицейские покинули службу по указанию Белграда.
Пункт пятый содержит самое болезненное требование — немедленное создание Ассоциации сербских општин. Само упоминание о такой возможности вызывает у косовских руководителей болезненную реакцию и резкое «никогда». Они с ужасом говорят о появлении косовского варианта Республики Сербской и потому всячески блокируют этот процесс.
Шестой пункт требует освобождения всех политзаключенных, арестованных косовской полицией за их «демократическую, гражданскую или политическую активность» и особенно — за участие в мирных протестах и на баррикадах. Неоднозначное требование, ведь во время столкновений и сопротивления силам КФОР в 2022 году было ранено несколько десятков военнослужащих. Нарушение закона должно быть наказано, что является одним из главных постулатов верховенства права.
Пункт седьмой настаивает на возобновлении бесперебойных платежных операций и почтовых услуг между Сербией и сербскими анклавами Косово. И вновь в обход соответствующих косовских учреждений, поскольку их участие в предоставлении таких услуг рассматривается Белградом как частичное признание независимости Косово.
Большинство требований является редакцией Брюссельского соглашения 2013 года. Но, как мы показали, дьявол кроется в деталях: тут не договорено, там упущено, а здесь вместо запятой поставлена точка. Да и сама форма подачи — требование — вряд ли удовлетворит ожидания Приштины и международного сообщества.
Видимо Вучич неслучайно избрал такую резкую форму подачи плана, что можно объяснить несколькими причинами:
Во-первых, на сегодня «в косовском вопросе нет решения, которое бы удовлетворило сербов» признал сербский президент в упомянутом выступлении. И набравшись храбрости решил идти ва-банк, выдвинув требования, которые могли бы подтолкнуть переговорный процесс. По его мнению.
Во-вторых, в выступлении Вучича звучало некое разочарование в посреднических усилиях Евросоюза и США, других международных организаций, которые за многие годы оказались не в состоянии добиться взаимоприемлемого результата. Поэтому будущие переговоры — только на сербских условиях. Возможно, под эгидой Совета Безопасности ООН. Но это тупик, поскольку незаконный член СБ Россия будет блокировать любые здравые предложения по урегулированию самой больной проблемы Западных Балкан.
В-третьих, подтолкнули Вучича и жесткие, неоднозначные действия и заявления косовских политиков, в первую очередь Курти, стремящихся ускорить установление полного контроля над сербскими општинами Косово, их интеграцию в политическую и административную структуры Косово, укрепляя тем самым независимости и целостность Косово.
Вучич также рассказал о ряде ближайших действий, которые должны обеспечить выполнение его требований. Среди них создание специальной группы прокуроров и судей для «расследования нарушений прав человека, узурпации собственности, угрозы физической неприкосновенности сербов в Косово». По его словам, в течение 45 дней Скупштина Сербии примет законы, объявляющие органы власти Косово незаконными и провозглашающими «Косово и Метохию зоной особой социальной защиты». Будет начата специальная дипломатическая кампания и требования Сербии будут направлены в международные организации и руководству ряда государств. Ну а Курти уже обвинили в том, что он хочет выселить сербов из Косово. Не очень похоже на мирный план.
Перечисленные требования и действия есть не что иное, как стремление создать сербский анклав на территории РК, подчиняющийся Белграду и финансируемый им, не допустить интеграции сербов в косовскую государственность и общество. Вучич также получил возможность нанести репутационный удар по Курти, который, скорее всего, отвергнет требования. Тем самым он якобы продемонстрирует союзникам дома и за рубежом свою незаинтересованность поисков путей нормализации отношений между двумя странами. Что приведет к утрате поддержки, столь необходимой накануне всеобщих выборов, которые должны пройти в феврале 2025 года.
Тревожно и то, что требования появились на фоне все более громкого бряцания оружием в Сербии, закупок новых вооружений, постоянных маневров на границе с Косово, требований возвращения сербской армии и полиции на север РК, что предусмотрено резолюцией 1244 Совета безопасности ООН. А также ожидаемого уже вскоре решения правительства о возврате к всеобщей воинской службе.
Россия, конечно же, попыталась внести и свой вклад в новое обострение отношений между Косово и Сербией. Требования появились после возвращения Александара Вучича из России и нельзя отбрасывать полностью вероятность причастности российских политтехнологов к их появлению. А накануне анонсированного выступления Вучича российские масс-медиа распространили информацию о якобы готовности сербского руководства объявить территорию Косово «находящейся под оккупацией». Вучич в своем выступлении отверг это провокационное предложение. Последствия такого решения могли бы не только еще больше повысить градус напряженности, но и привести к новому вооруженному противостоянию.
Огласив требования по Косово, Вучич вновь качнулся от Евросоюза в сторону России, когда недавний визит Эммануэля Макрона, казалось, вновь подтолкнул Белград немного ближе к Брюсселю.