Обычно Пекин в своей политике придерживается позиции, что проблемные вопросы следует выделять в отдельные кейсы и выносить за скобки двусторонних отношений, пишет в статье для ZN.UA обозреватель отдела международной политики Владимир Кравченко. Однако в ситуации с «Мотор Січ» спрогнозировать дальнейшие экономические отношения между Украиной и Китаем очень трудно.
Китаеведы и чиновники, с которыми общалось ZN.UA, предполагают, что существует небольшая вероятность того, что Пекин может ограничиться призывами соблюдать права иностранных инвесторов. Скорее всего, Поднебесная предпримет более жесткие действия. И тогда одним из их последствий станет сокращение товарооборота.
Как пишет Кравченко, для Украины это может быть болезненным шагом, ведь Китай в последние годы является основным торговым партнером Украины. И если в 2019 году товарооборот составил 12,79 млрд долл., то в 2020 году — уже 15,4 млрд. При этом украинский экспорт (львиная доля которого состоит из железной руды и сельскохозяйственной продукции) в прошлом году составил 7,1 млрд долл.
"Не стоит удивляться, если в нынешнем году товарооборот уменьшится наполовину", — заметил один из китаеведов.
Впрочем, другие эксперты полагают, что подобный прогноз выглядит излишне пессимистичным. Тем не менее они не исключают и давление Пекина на украинских бизнесменов, работающих на китайском рынке, и сокращение закупок украинской продукции под надуманными поводами (например, «наличие» жучка в пшенице), и повышение пошлин на ряд товаров украинского экспорта.
"В Киеве беспокойство вызывает и перспектива заключения контрактов с Китаем на поставки вакцины против коронавируса. По информации ZN.UA, китайцы вроде бы услышали аргументы украинской стороны и решили продолжать «конструктивный диалог» в вопросе противодействия COVID-19. Но, опять же, на практике Пекин может начать «играть», выдумывая различные причины, которые могут препятствовать оперативной доставке партий вакцины в нашу страну", - резюмирует журналист.
Напомним, президент Владимир Зеленский подписал два указа, которыми ввел в действие решения СНБО от 28 и 29 января о санкциях против китайских инвесторов "Мотор Січ".
Санкции Украины против компании Skyrizon - инвестора в производство украинских авиационных двигателей "Мотор Сич" – предусматривают блокировку активов, ограничение торговых операций, предотвращение вывода капиталов за пределы Украины, запрет сделок с ценными бумагами, эмитенты которых находятся под санкциями.
31 января сборы акционеров "Мотор Січ" в Запорожье прервали сотрудники Службы безопасности Украины.
Как сообщало ZN.UA, Китай направил Украине ноту, в которой высказал обеспокоенность действиями украинских властей в отношении китайских инвесторов “Мотор Січ”. В частности применением санкций против китайских компаний и их менеджмента.
Вскоре Министерство иностранных дел Украины это подтвердило, однако раскрывать содержание документа в МИД не стали, сославшись на конфиденциальность дипломатической переписки.
О возможной реакции Пекина и планах Киева в отношении «Мотор Січ» читайте в статье Владимира Кравченко «В Поднебесной тучи ходят хмуро…».