Ким Чен Ын был еще студентом колледжа в 2006 году, когда Совет Безопасности ООН резолюцией по инициативе США наложила экономические санкции на режим его отца в КНДР за запуск ядерной программы.
Вашингтон смог заручиться поддержкой Китая, единственной страны, способной поддерживать экономическую жизнь Северной Кореи. В прошлом году Конгресс решил усилить давление на азиатскую страну, приняв национальные экономические санкции. Но все эти усилия потерпели неудачу. В этом месяце режим Ким Чен Ына испытал межконтинентальные баллистические ракеты, способные ударить по Аляске.
Об этом на страницах лояльного к Демократической партии издания New York Times пишет обозреватель Эдуардо Портер, напоминая, что в этом месяце Конгресс пытается расширить перечень своих инструментов международного сдерживания, одобрив закон, который ужесточает наказание России, при этом лишает президента Дональда Трампа возможности отменить его.
Раздражение Владимира Путина может считаться стоящей целью. Или же, как Гари Хафбауэр из Института международной экономики Питерсона отметил: "В значительной степени законопроект имеет целью дать пощечину Дональду Трампу за его тесное сотрудничество с Россией". Какой бы не была цель, конгрессменам следовало бы объяснить, чего они добиваются.
Портер замечает, что если в Конгрессе есть те, кто думает, что пакет жестких санкций заставит Путина изменить свое поведение и вернуть Крым Украине или прекратить устраивать кибератаки с целью повлиять на чужие выборы, им стоит поинтересоваться, работают ли до сих пор ядерные реакторы КНДР.
"Хафбауэр и его коллеги изучили более 200 случаев наложения экономических санкций начиная со времен, когда Союзники блокировали Германию в Первой мировой войне. Один из их выводов: лучше ставить более скромные цели", - пишет автор.
Хафбауэр в своем исследовании заметил, что при предъявлении умеренных требований страны, которые не имеют большой власти, но имеют определенную приверженность к демократии и экономические связи с теми, кто наложил на них санкции, под давлением меняют поведение в 50% случаев. Но когда цель санкций амбициозная, экономические связи не большие, страна, на которую давят, мощная и автократическая, очень редко давление на нее заканчивается успехом. По мнению автора, Россия - это второй случай.
Отмена правительственной поддержки США для Гвинеи-Биссау помогло заставить генерала Вериссимо Коррейя Сибра провести выборы через год после того, как он сверг режим президента Кумбра Яла в 2003 году. Также санкции ЕС, Африканского союза и США, вероятно, помогли заставить Центрально-Африканскую республику провести выборы после переворота в 2003 году.
Но с другой стороны президент Башар Асад до сих пор руководит Сирией, так же как и Роберт Мугабе в Зимбабве. И это несмотря на то, что санкции США и ЕС действуют против них около десяти лет. Автор также приводит пример Кубы, эмбарго против которой продолжалось 70 лет, но не привело к свержению жестокого режима. Санкции также не заставили Турцию оставить в покое Кипр. Они не заставили Колумбию, Венесуэлу или Нигерию присоединиться к войне с наркотиками, которую ведет Вашингтон. Индия и Пакистан тоже не отказались от ядерных арсеналов под экономическим давлением.
Автор отмечает, что даже явные успехи санкций против России стоит рассматривать скептически. Сторонники такой точки зрения утверждают, что экономическое давление хоть и не заставило Москву вернуть Киеву контроль над Крымом, без санкций Путин мог бы почувствовать возможность вторгнуться в страны Балтии. Однако, по мнению Портера, Россия не сделала этого главным образом потому, что Литва, Латвия и Эстония не такие важные для Кремля, как Украина, через которую он продает 80% своей нефти Европе и которая хотела сойти с российской "орбиты" и присоединиться к НАТО.
Однако, даже несмотря на это, по мнению автора, новые жесткие санкции, которые собирается ввести Конгресс, имеют смысл. Они посылают сильный политический сигнал американцам. Санкции вряд ли изменят поведение Путина или подтвердят американское лидерство для союзников. Но они подтвердят американским избирателям, что если президент Дональд Трамп и считает Россию союзником, Конгресс с ним не соглашается.
Напомним, что 14 июня Сенат США проголосовал за усиление санкций против России. Сообщается, что американским компаниям и физическим лицам будут запрещены сделки с российскими банками о предоставлении финансирования более чем на 14 дней.
Вместе с тем Палата Представителей временно отложила голосованию по законопроекту, отправив его на доработку в комитет Конгреса по иностранным делам.
Министерство финансов США, в свою очередь, 20 июня внесло в санкционный список еще 38 физических и юридических лиц, причастных к вооруженной агрессии РФ против Украины.