Пандемия коронавируса поделила страны мира на три типа. Первая группа стран имеет много случаев COVID-19, но проводит относительно быструю кампанию вакцинации, например Америка и Великобритания. Вторая группа включает Австралию, Японию и Китай, где мало вакцины, но также и мало случаев болезни. Последняя группа стран касается регионов с большим количеством новых случаев коронавируса со слишком дряблыми темпами вакцинации. Континентальная Европа - фактически единственный крупный и богатый регион в мире, который столкнулся с проблемами с массовой вакцинацией, пишет The Economist.
Около четверти всех случаев и смертей от COVID-19 с начала года было зафиксировано именно в странах ЕС, граждане которых составляют лишь 6% мирового населения. Рост случаев коронавируса упорно оказался устойчивой тенденцией. На этой неделе Италия зафиксировала более 100 тысяч смертей.
Очередная волна COVID-19 подтолкнула некоторые страны, такие как Израиль и Великобритания, к турбостарту своих программ вакцинации. Но Европейская комиссия не смогла удачно просчитать ситуацию с вакцинами. Хуже того, в некоторых странах много доз вакцин лежат неиспользованными в холодильниках и морозильных камерах - по вине национальных органов власти.
Учитывая появление новых штаммов коронавируса и их распространенную циркуляцию (сейчас они доминируют от Польши до Португалии), можно предположить, что пандемия пока далека от завершения. Влияние ощущаться и за пределами больничных палат.
Во-первых, негативное влияние почувствует экономика. По мнению аналитиков, учитывая низкий уровень вакцинации, пока рано думать об усилении бюджетного стимулирования в Европе. В большинстве стран ЕС, очевидно, экономические рынки будут оставаться подавленными в течение месяцев.
В политическом плане европейским лидерам приходится балансировать между необходимостью внедрения локдаунов и усталостью общественности. Италия рассматривает новые карантинные меры. Франция придерживается комендантского часа, и школы остаются открытыми, даже когда ученые предупреждают, что новые штаммы COVID-19 могут вскоре вызвать очередной резкий всплеск болезни. Германия ослабила карантин в то же время, когда росли случаи COVID-19, возлагая надежду на прививки и тесты.
COVID-19 также проверяет и единство членов ЕС. Год назад национальные границы, которые якобы были отменены, вновь появились благодаря пандемии. Общеевропейская программа восстановления после пандемии, которая финансируется за счет общих заимствований, должна была стать символом восстановления единства. Однако появился вакцинный национализм. 4 марта Италия под руководством Марио Драги первой применила механизм контроля экспорта, согласованный в январе, после того, как фармацевтическая компания AstraZeneca резко отложила поставки вакцины.
Самым большим вызовом и источником значительной политической напряженности является дефицит вакцин. Национальные правительства критикуют комиссию за ошибку по закупкам, тогда как Брюссель обвиняет фармацевтические компании. Венгрия начала использовать российскую и китайскую вакцины. Во многих центральноевропейских соседей возникает соблазн последовать этому примеру, хотя эти препараты еще не получили зеленый свет от Европейского агентства по лекарственным средствам.
ЕС стремится показать, что ситуация в ближайшее время улучшится. Европейский комиссар, который сейчас поддерживает связи с поставщиками вакцин, Тьерри Бретон сообщил, что свой день он начинает со звонка в 5 утра к руководителю компании AstraZeneca. ЕС планирует до конца июля привить 70% взрослых европейцев. Это все еще не означает дефицит вакцины в Европе в ближайшие недели. Пока ЕС не решит проблемы вакцинации, Европа будет оставаться в плену пандемии, резюмирует издание.
По состоянию на пятницу, 12 марта, в мире зафиксировано 118 569 219 случаев заражения COVID-19, свидетельствуют данные интерактивной карты распространения коронавируса от Центра системных исследований при Университете Джонса Хопкинса.
За сутки: 563 066 новых случаев, умерли: 2 629 357 человек (9 681 за сутки), выздоровели: 67 121 304 человека (283 013 за сутки).