UA / RU
Поддержать ZN.ua

Россияне начали ощущать всю дороговизну войны - Atlantic Council

Москва может спонсировать инспирированные ею конфликты в краткосрочной перспективе, но дело меняется, если взглянуть на долгосрочную, заявляет Аслунд.

Аслунд отметил, что эти пока незначительные для Кремля проценты рано или поздно переломят ему хребет

Аслунд отметил, что эти пока незначительные для Кремля проценты рано или поздно переломят ему хребет

Российская интервенция в Сирии в поддержку режима Асада, оккупация Крыма, военное вторжение на восток Украины - все это может оказаться чересчур тяжелым финансовым бременем для России под управлением Владимира Путина. В первую очередь, конечно, из-за санкционного давления, а также из-за непомерных военных затрат, пишет аналитик американского центра Atlantic Council Андерс Аслунд в статье для Project Syndicate, передает Голос Америки.

Рост российской экономики остается плачевно медленным и низким - всего 1,5% в год, однако при этом российский режим тратит ежегодно до 5,3% ВВП на военные нужды, а юридические, торговые и другие потери забирают у страны еще не менее 3-4%, отмечает аналитик. Ощущая экономическую ситуацию на собственной шкуре, россияне начинают понимать, что война - дело дорогое; вместо повышения уровня жизни населения, Кремль финансирует военные операции в Сирии и восточной Украине, а также поддерживает оккупационные войска в Крыму. Несмотря на то, что это ограниченные операции, а Россия, будучи 11-й экономикой мира, вполне способна финансировать их в краткосрочной перспективе, если дело окажется затянуто на долгосрочную перспективу - это окажется уже совершенно другой коленкор.

За шесть лет, с 2008 по 2016 года, Россия значительно нарастила военные расходы: с 3,3%, что примерно соответствует уровню США, они возросли до 5,3%, пишет Аслунд со ссылкой на Стокгольмский аналитический центр Stockholm International Peace Research Institute. Согласно российской бюджетной статистике, гражданские расходы на оккупированный Крым у РФ составляют $ 2 млрд в год. Расходы на военные и гражданские цели на востоке Украины не афишируются и являются закрытой информацией, однако можно предположить, что они примерно равны крымским. По оценке Аслунда, в этом случае Россия тратит 0,3% ВВП только на две эти военные операции - а ведь еще есть Сирия, где РФ ведет себя гораздо активнее, нежели на востоке Украины.

К этому стоит прибавить также российские потери из-за санкций; страна теряет в торговле и инвестициях, и этого вполне достаточно для состояния стагнации на тот период, пока идут инспирированные ей конфликты, подчеркивает Аслунд. Санкции, которые вводят и продлевают США и Евросоюз, несмотря на все заявления России, работают вполне эффективно, считает аналитик. Пока что в мировых финансах ведущую роль играет доллар, а пока дело обстоит так, все долларовые операции находятся под контролем Министерства Финансов США. Поэтому финансовые санкции США могут обрубить России доступ к иностранным инвестициям.

Так, после начала санкционной войны, утратив доступ к долларовому финансированию, российские корпорации начали выплачивать долги по срокам их выплат (ранее они предпочитали их рефинансировать, – ред.). Итогом этого стало то, отмечает Аслунд, что общий международный долг России снизился с $ 732 млрд в июне 2014 года до $ 519 млрд в декабре 2015 года и с того времени оставался на этом уровне, совершая незначительные колебания. Международные валютные резервы России сократились с $ 510 млрд на конец 2013 года до $ 356 млрд на март 2015 года, однако впоследствии, постоянный профицит текущего счета позволил восстановить этот уровень до $ 458 млрд. Тем не менее, санкции привели к тому, что иностранные инвестиции в Россию составили менее 2% ВВП с 2015 по 2017, и почти половина из этих инвестиций – проекты прошлых лет.

Аслунд подчеркнул, что таким образом сократился импорт не только инвестиций, но и технологий. Да, России удалось удержать на уровне макроэкономическую стабильность и внешний баланс, однако она получила небольшой спад производства и значительное ухудшение уровня жизни граждан. Реальные располагаемые доходы россиян сократились на 17%, а инвестиции снизились на 12%, хотя за указанный период ВВП упал только на 0,5%.

Очень сильно упал торговый оборот между Россией и Украиной - он сократился на 80%. Остановка торговли сильно навредила Украине, однако РФ также потеряла немалый рынок экспорта и импорта, в частности - военных технологий и энергоносителей. Украина, которая некогда была важным потребителем энергии, с 2015 года занимается только транзитом газа - но не закупает его.

Россия также захватила немалые активы Украины в Донбассе и Крыму. Однако, согласно Договору о защите инвестиций 1998 года, украинские компании подали по меньшей мере восемь исков против России в арбитражный суд в Гааге. Незаконные конфискации могут стоить России около $ 10 млрд, пишет Аслунд. Впрочем, быстрого решения конфликта в Украине не предвидиться, так что РФ может оттянуть для себя срок этих потерь.

Гораздо опаснее для России американские санкции - так, новые меры, введенные в апреле и августе в ответ на вмешательство РФ в выборы и отравление Скрипалей, значительно повлияли на российский рубль и фондовый рынок. Теперь, Конгресс начал новое санкционное наступление после не понравившегося ему саммита Путина и Трампа в Хельсинки, пообещав новые санкции в ноябре. И в этой ситуации те проценты ВВП, 3-4%, которые теряет Кремль, считая их контролируемыми (примерно $ 45-60 млрд) могут стать для Кремля фатальными, убежден Аслунд.

Напомним, Госдепартамент США объявил о введении с 22 августа новых санкций против России в связи с отравлением Скрипалей в британском Солсбери. США поставили России ультиматум и могут приостановить дипломатические отношения. Первый пакет новых санкций вступил в силу 27 августа.

Он касается прекращения техсодействия и финансирования российских военных программ, приостановки выдачи РФ госкредитов и финпомощи США, запрета на продажу товаров военного назначения и приостановки выдачи лицензий на экспорт товаров и технологий двойного назначения. Под санкции не попали поставки в рамках космических программ и в сфере безопасности полетов гражданской авиации.

5 сентября Совет Евросоюза продлил еще на полгода индивидуальные санкции против Российской Федерации относительно более 150 человек и около 50 компаний за агрессию против Украины. Всего в санкционном списке 154 человека и 44 субъекта предпринимательской деятельности. По данным журналиста Рикарда Йозвяка, убитого главаря "ДНР" Александра Захарченко должны удалить из списка.

Индивидуальные санкции Евросоюза впервые были введены 17 марта 2014 года и постоянно продлевались на полгода. Срок их действия истекал 15 сентября.